18 августа. Киностудия имени М. Горького в Центральном лектории Политехнического музея проводит первый из серии вечеров поэзии533, во время которого проходит съемка одного из ключевых эпизодов фильма Марлена Хуциева «Застава
Ильича». Свои стихи читают Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский534, Булат Окуджава535, Михаил Светлов, Борис Слуцкий, Григорий Поженян и др.
А тогдашние съемки Марлена Хуциева в Политехе сегодня стали главным символом, знаком, маркой всех 60‐х: фильмы, передачи, статьи, воспоминания о том времени в большинстве своем сопровождаются фрагментами или кадрами из
«Заставы Ильича» (Л. Шилов. С. 41).
На киностудии имени Горького принят фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича».
«Вступление» (режиссер Игорь Таланкин), «Гусарская баллада» (режиссер Эльдар Рязанов), «Двое в степи» (режиссер Анатолий Эфрос), «Деловые люди» (режиссер Леонид Гайдай), «Дикая собака Динго» (режиссер Юлий Карасик), «Зной» (режиссер Лариса Шепитько),
«Иваново детство» (режиссер Андрей Тарковский),585 «Коллеги» (режиссер Алексей Сахаров), «Люди и звери» (режиссер Сергей Герасимов), «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») (режиссер Марлен Хуциев), «Мой младший брат» (режиссер Александр Зархи), «На
семи ветрах» (режиссер Станислав Ростоцкий), «Путь к причалу» (режиссер Георгий Данелия), «У твоего порога» (режиссер Василий Ордынский), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (режиссер Тенгиз Абуладзе).
И еще несколько цитат. О фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича»:
По мнению М. Ромма, там «рубали на куски все инакомыслящее», и от него ждали покаянного выступления, но Ромм начал заступаться за картину Хуциева «Застава Ильича» и Союз работников кинематографа. Кочетов
на встрече указал на недостатки советской литературы:
и стала вдруг «Застава Ильича»
перед заставой Ильичева601.
Госкино СССР выдает разрешительное удостоверение фильму Марлена Хуциева «Застава Ильича», который в 1965 году будет выпущен в прокат под названием «Мне двадцать лет». Первоначальная версия фильма под оригинальным названием «Застава
Ильича» будет показана в Доме кино 29 января 1988 года.
«Почему этот яркий, талантливый фильм стал предметом политических обвинений? – задается вопросом В. Баскаков, работавший тогда заместителем министра культуры СССР по вопросам кино. – <…> Мне вся эта история представляется
странной. <…> Я не уверен, что он видел „Заставу Ильича“. Хрущев вообще редко смотрел картины, кинематографом интересовался мало. По рассказам его „окруженцев“, новинки литературы ему читал вслух Аджубей.
Полагаю, что казус с „Заставой Ильича“ – это отзвук какой-то политической игры „в верхах“. Именно тогда на первые роли в идеологии выдвинулся Л. Ф. Ильичев, несколько потеснив М. А. Суслова.
Он стал проявлять бешеную активность. Здесь было и „усиление“ антирелигиозной пропаганды, что означало в переводе на нормальный язык закрытие церквей, и борьба с „излишествами“ в реставрации памятников, и „упорядочение“ журналов
и газет, и многое другое. Так что „Застава Ильича“ была звеном мероприятий нового идеологического руководства, но было тут и такое обстоятельство – надо было указать и Е. А. Фурцевой, и
заведующему Отделом культуры ЦК Д. А. Поликарпову на недостаточную бдительность. Поликарпов был вскоре понижен в должности, у Фурцевой „отобрали“ кино» (Кинематограф оттепели. С. 184–185).
И у «Заставы» Ильичева
Окончен путь «Заставы Ильича».
И у «Заставы» Ильичева окончен путь «Заставы Ильича».
2 минуты
4 прочтения
31 августа 2023