Найти тему

Услышать трав прозябанье. Пастели Левитана

В моем советском детстве в ларьках «Союзпечати» продавали репродукции картин русских художников: маленькие толстенькие картонки под лаком и с петелькой для подвешивания. Темноватые, с цветопередачей проблемы (с высоты сегодняшнего уровня полиграфии), но для меня тогда картонки эти были большой драгоценностью: нравилось брать их в руки, рассматривать.

Была и любимая. Все в ней было знакомо, безмятежно и удивительно: «неужели этот старинный художник у нас тут, на речке, рисовал?»

И. Левитан "Луг на опушке леса"
И. Левитан "Луг на опушке леса"

Чуть пасмурный, но теплый летний день, ветер, праздношатающийся в ветвях и траве, россыпи белых мелких цветов. Это была пастель Левитана «Луг на опушке леса».

Левитан, наверное, самый меланхоличный русский художник. За очень короткую жизнь ему удалось изменить понимание красоты пейзажа.

Он у него обычный, тот, что мы видим чуть ли ни ежедневно: хмурое небо, бескрайние поля и чахлые деревца, реки и речушки, никакой эффектности, романтики и символизма. Левитан считал, что художнику надо настолько тонко настроить свой организм и изощрить психику, чтобы ощущать неслышную жизнь природы, слышать «трав прозябанье».

Возможно, одним из инструментов, повлиявших на столь тонкие настройки чувствования, был кратковременный роман художника с пастелью, который случился после первой заграничной поездки, где он познакомился с историей французской пастели.

Пастельные мелки – нежнейший, бархатный материал, тонкие слои просвечивают, что дает красивую игру цвета.

Сейчас моя любимая его пастель «У озера. Летний вечер».

И. Левитан «У озера. Летний вечер»
И. Левитан «У озера. Летний вечер»

Она выглядит удивительно современно, но самое главное в ней - отпечаток движения руки художника. Можно рассматривать, представляя как он это делал, будто стоим у него за спиной и наблюдаем за работой.

(Примечание. Не делайте так никогда! Сопение сзади очень бесит. Лучше спросить разрешение и подойти открыто). Не уверена, что это пленэрный этюд, скорее студийная работа.

Но вот «Весна. Белая сирень (Терраса в сирени)» очень похожа на натурную работу. Об этом говорят разнообразные скорые штрихи, обобщенность решения.

И. Левитан «Весна. Белая сирень (Терраса в сирени)»
И. Левитан «Весна. Белая сирень (Терраса в сирени)»

Левитан любил повторять свои этюды, выполненные маслом, в пастели. Вот очевидный пример.

И. Левитан "Хмурый день" Этюд. Масло
И. Левитан "Хмурый день" Этюд. Масло

Это масляный этюд с хмурым летним днем. Жемчужная благородная гамма, надувшиеся влагой тучи. И будто на том берегу небольшая полоска света. Вот-вот рассеется и выглянет солнце.

-5

А вот тот же мотив, но выполнен уже пастелью. Тональные отношения чуть мягче, на нюансах. Дальний берег темен, но не угрожающ. И близость скорого света яснее.

Левитан в своих пастельных работах будто ищет решение задач передачи света и цвета, которые обогатят его масляную живопись. Известные нам с детства «Март», «Золотая осень» написаны как раз после поры увлечения пастелью.

Вот "Осень. Вблизи бора". Небо и дальний лес решены одним пятном, почти плоско. Лишь березовый подлесок на переднем плане звучит золотым монисто осенней листвы.

И. Левитан "Осень. Вблизи бора»
И. Левитан "Осень. Вблизи бора»

"Осенний пейзаж с церковью" - за легкой кисеей листвы осеннего дерева вдруг открывается вид, почти как из сна, на дальний лес и храм.

И. Левитан "Осенний пейзаж с церковью"
И. Левитан "Осенний пейзаж с церковью"

Можно много думать, почему живопись Левитана так трогает, а можно послушать А.Н. Бенуа, который сказал: «картины Левитана – не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа». Художник дает нам, зрителям повод подумать о том, что красота вокруг, в самых обычных вещах, нужно только чуть настроить душу.

А вспомнила я про Исаака Ильича Левитана потому что вчера, 30 августа у него был день рождения.

______________________

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников в сети интернет.