Здравствуйте друзья!
Коллекция тканей и одежд в Оружейной палате - ценность мирового значения.
Многие экспонаты связаны с какими-либо историческими событиями или известными деятелями своего времени.
В музее Кремля хранится саккос первого московского митрополита Петра, известного тем, что он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
«Саккос» означает «власяница», т.е. простая, скромная одежда. Это название сохранялось за церковными одеждами в 16-17 веков несмотря на то, что в это время они богато украшались жемчугом и драгоценными камнями.
Саккос сшит в 1322 году из светло-синего атласа, затканного золотыми полосами с крестами в кругах. Это самое древнее облачение в коллекции Оружейной палаты.
Яркие, сверкающие золотом парадные церковные одежды усиливали торжественную зрелищность праздничных служб.
Богатством тканей и разнообразием оформления отличаются все облачения патриарха Никона (1652–1658).
- Патриарх Никон был богатейшим человеком своего времени.
Он имел многочисленные одеяния, с которыми по богатству и великолепию могли соперничать только царские одежды, а ведь многие из них выполнялись по специальным указам царя.
Интересное! Украшения, нашитые на саккос Никона, были перенесены с саккоса, заказанного Иваном IV в 1583 году в память убитого сына - царевича Ивана. Об этом рассказывает летопись, вышитая жемчугом на вороте.
А Вы знали, что Иван Грозный делал в монастыри и соборы большие вклады после смерти сына? Суммы были значительные и превышали сумму вкладов всех Романовых до второй четверти 17 века.
Саккос Никона, украшенный лицевым, «сюжетным» шитьем, можно разглядывать как картину.
Эти работы выполнялись в лучших вышивальных «светлицах», находившихся при великокняжеском и царском дворе, в монастырях, в домах бояр и богатых купцов.
Мастерицы умело подбирали мелкий и крупный жемчуг, искусно сочетая его с драгоценными камнями.
- В 18 веке в орнаменте шитья появляются изображения корон и монограмм.
Жемчуг применяется значительно меньше, тем не менее, отдельные вещи выполнялись с большим вкусом и мастерством.
Жемчужный узор на бархатной фелони, вложенной Екатериной II в Троице-Сергиеву лавру, состоит из перекрещивающихся ветвей, внутри которых помещены жемчужные цветки и вензель императрицы.
Дарья Лихновская, петербургская мастерица, выполняла эту работу в течение 2 лет, где нашито более 150 000 жемчужин.
Техника низанья жемчуга довольно сложна.
- В 11-13 веках жемчуг нашивали отдельными зернами.
- В 15 веке появляются нашитые на ткань целые жемчужные нити.
- В 17 веке этот вид шитья приобретает особую пышность.
Одежда знати на Руси поражала иностранцев искусством выполнения и обилием драгоценностей.
Посол германского императора Максимилиана Г. Кобенцель так передавал свои впечатления от приема, устроенного Иваном IV:
«В жизнь мою не видал я вещей драгоценнейших и прекраснейших! В минувшем году видел я короны, или митры, святейшего нашего господина в замке св. Ангела. Видел корону и все одеяние короля католического, равно как и великого князя Тосканского; видел многие украшения короля Франции и его императорского величества как в Венгерском королевстве, так и в Богемии и других местах. Поверьте же мне, что все сие ниже в малейшей части сравниться не может с тем, что я здесь видел».
Интересно, не утратили русские мастерицы-вышивальщицы своего умения? Передали из поколения в поколение?
Дополняйте, обсуждайте и комментируйте. Уверена, у вас есть чТо сказать!
Подписывайтесь на канал, если не подписаны, этим вы меня поддерживаете на написание новых историй!