Найти тему
††Ищущи醆

Библейские истории для взрослых. Джеймс Морроу

Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения авторского сборника "библейские истории для взрослых", в котором автор выставляет себя в свете такого прогрессивного атеиста, который не боятся критиковать библейские "сказки", как он их называет. В защиту этого человека не могу не заметить, что его проза для кого-то тоже только глупые сказки, которые еще до кучи паразитируют на сюжете других, более древних текстов и преданий.

В остальном же человек действительно имеет право высказывать свое мнение. Даже критику, если они считает это нужным. К счастью мы живем во времена, когда конструктивный диалог не является причиной обвинить кого-то в ереси и отправить на костер. С другой стороны, верующие все-равно защищены всевозможными законами о своей вере. Не то, чтобы они прямо нуждались в защите (если речь не идет о нападении на них за их вероисповедование или попытку разрушить/осквернить религиозное здание, тут вопросов нет), но определенная норма общения между людьми разных конфессий или взглядов на мир действительно существует.

Искренне жаль, что мы пока что еще не научились бросаться на людей за мнение, которое отличается от нашего. Как и различать "богохульство и оскорбление веры" с конструктивной критикой. Поясню для примера. То, что мой сосед является атеистом, это его личное право. Это никак не оскорбляет мои чувства как верующего человека. Как и моя вера не должна его оскорблять, так как мы взрослые люди, которые не навязывают друг другу свою позицию и взгляды на мир.

Но если он целенаправленно начнет на моих глазах поджигать церкви или кидать камни в окна храмов, то это не только оскорбление чувств верующего, но и откровенное хулиганство.

К чему вступление, друзья? Я просто хочу сказать, что сам факт выхода авторского сборника, в котором он смеет в форме сатиры менять или перебирать библейские мотивы не делает его автоматически ужасным человеком, который есть младенцем по ночам пока этого никто не видит. Да, это может коробить и задевать мои чувства, но он ИМЕЕТ право высказывать свое мнение в такой форме. Ему могут быть не менее неприятны звук колоколов по утрам или песнопения молящихся.

Пока его произведения остаются только сатирой и прозой на глупость и наивность определенной категории людей, это сложно назвать оскорблением чувств верующих. Да, попытаться можно. В конце концов для кого-то оскорбительным является сам факт существования атеистов. Что я могу сказать в таком случае? Бог им судья, не я : )

Поэтому книга "библейские истории для взрослых" покупались мной еще в студенческие годы с определенной долей любопытства. И если во время первого прочтения сборника я остался доволен, и поставил твердую пятерку, то сейчас, спустя годы (когда у меня и у самого появилось критическое мышление) я пришел к выводу, что несмотря на хорошую сатиру в некоторых историях, в целом сборник получился не то, чтобы прямо таким уж "атеистическим".

И вообще, нам заявлено о библейских историй, а тут, как минимум, треть никаким образом не связаны с этим священным текстом. Так что выходит, что автор нас обманул : )

Кому бы я не стал рекомендовать чтение сборника, так это той категории людей, которые даже фразу я не верю в Иисуса" воспринимают как личное оскорбление. К сожалению, мне приходилось сталкиваться с такими личностями в реальности, и они оставили у меня не самые приятные воспоминания. И да, я знаю, что есть вполне адекватные верующие люди, которые спокойно воспринимают сатиру и иронию, и которые понимаю, что пока "критика" не призывает к разрушению и физической расправе, то она имеет право на существование.

В конце концов, нет смысла бороться с ветряными мельницами. К тому же это вызовет скорее смех и совершенно обратный резонанс в обществе от ожидаемой реакции со стороны людей. Как это было, например, с концертом "бегемота", который приезжал в какой-то российский город. Где "православные активисты" выступили против и добились отмены его концерта. Не отношусь к поклонникам этой группы, но решение, мягко говоря, мне кажется странным. Пока эти люди не режут христиан на сцене и не призывают убивать людей, они могут выступать в любом амплуа.

А если кого-то это "оскорбляет", то можно не ходить на их концерты и не слушать их музыку. Логично, правда? Потому что если доходить до крайностей и абсурда, то моя вера тоже может быть оскорбительна для тех, кто верит в другого Бога. Или и вовсе проповедует многобожие.

К тому же сам по себе текст и заложенный в нем посыл не злой. Тут скорее анализ и попытка высмеять определенные мифоначала, построенные вокруг известных мировых событий. Да, кого-то это действительно может покоробить и задеть, но я повторюсь - ничего РАЗРУШИТЕЛЬНОГО в тексте нет. Автор рассуждает со своей точки зрения, и делится своим мнением о некоторых мифах христианской религии с помощью художественной прозы. Он имеет на это право? Имеет.

Значит приятного чтения тем, кто захочется прочитать эту антологию самостоятельно. И возможно, что некоторые истории вызовут у вас такую же улыбку, как и у меня, друзья. Так что приятного погружения в мир сатиры и критики!

Сборник получился противоречивым (не с точки зрения того, что в нем рассматривается, а именно с точки зрения подачи материала и тех историй, которые в него вошли). Ведь антология заявление как "библейские истории для взрослых". То есть ожидается, что рассказы должны быть прямо или косвенно связаны с этими мифологическими формулами. Как это было, например, в истории про Великий Потоп. Согласно авторскому видению, это не потомки Ноя снова испортились и стали доступными для греха.

Все намного прозаичнее - во время потопа смогла выжить одна профессиональная проститутка, которая попросилась на борт. Где спустя некоторое время с помощью своих приемов и мастерства профессии она смогла добыть немного семени детей Ноя и льда, чтобы оно сразу не испортилось. После чего благополучно покинула Ковчег с целью заполонить землю новыми грешниками назло Яхве, который и устроил потом для человечества.

Звучит не как нечто каноничное, я знаю. В Библии таких мотивов не было, и там говорилось только о том, что выжила исключительно семья Ноя, но в этом и прелесть таких историй. Их не нужно воспринимать серьезно, а сам концепт о том, что кто-то целенаправленно собирается "портить" замысел Бог прямо говорит о несовершенстве человеческой натуры. Ведь у проститутки Шейлы был шанс переосмыслить свою жизнь, присоединиться к семье Ноя, и начать все с самого начала для себя.

Но она поступает так, как привыкла поступать. Если так задуматься, то рассказ можно назвать даже не сатирой христианской мифологии, а скорее апологетом. Ведь здесь четко показывается НАСКОЛЬКО было испорчено человечество этого периода, и почему только очищение планеты могло очистить божий замысел, и позволить невинным людям выйти на сушу. Ну или как-то так. Если ему можно, засучив рукава, переделывать и переиначивать библейские мотивы, то почему я не могу делать тоже самое с ЕГО прозой?

Я считаю, что это вполне справедливо и честно : )

Сильно понравилась мне и другая история, связанная с мифом про Вавилонскую башню. В этом рассказе Бог лично спустился к одному чрезмерно горделивому миллиардеру, чтобы смешать его планы. И если ранее народы были разъединены с помощью разного языка, то теперь все люди начали понимать друг друга. И понимать не просто дежурные слова, которые мы произносим каждый день из разряда "привет, как дела?", а улавливать сразу самую суть наших мыслей. Из-за чего мир очень быстро ввергся в хаос, так как не осталось место для недопонимания или возможности что-то недоговорить.

Очень веселый рассказ, я считаю его одним из лучших в сборнике.

Тронула меня и байка про то, как ученые создали некого робота, который должен был собрать разбитые в гневе скрижали Моисея, на которых он записал истинные правила для евреев, которые были позже потеряны. В виде Дьявола тут выступает другой робот, созданный именно для того, чтобы выступать в роли вечного скептика, который всегда и во всем сомневается. Тоже очень философский рассказ, который мне понравился.

В остальном же сборник получился странный.

Я хочу сказать, что раньше он мне действительно нравился. Истории казались едкими и глубокими по смыслу. А сейчас при повторном прочтении я осознал, что половина, как минимум, это бессмысленный мусор, который можно смело выкидывать из сборника, и он станет только лучше. В частности, история про мертвого солдата, на могиле которого стоит почетный караул. А мертвец тем временем вспоминает свою жизнь и пространно рассуждает про человечество в целом.

Вот к чему это было?

Или его ирония на тему духов Рождества, которые вернулись к дяде Скруджу. Только теперь это капиталистические сущности, которые объяснили ему всю неправоту его "праведных поступков". После чего он становится еще хуже, чем был ранее. Наверное, нужно быть американцев для того, чтобы понять смысл этого произведения, потому что я не понял и половины отсылок, заложенных в нем.

Нейтрально отношусь я и к истории, в которой обыкновенная человеческая семья родила планету. В буквальном смысле этого слова. Разумную, которая умеет "ходить", разговаривать, и с которой происходят странные вещи и не всегда приятные приключения. Не спрашивайте у меня что употреблял писатель, я не знаю. Но сам хочу это попробовать. Чтобы выдавать потом подобные идеи. А его пьеса про Иова на свалке вызвала разве что омерзение. Не потому, что я христианин, и это меня как-то оскорбляет. Просто сама по себе подача с матами, грязью и нечистотами. И за всем этим теряется мысль, которую автор хотел донести.

Что я могу сказать? Никто не Паланик кроме Паланика. И то, что блестяще удается сделать Чаку, не получается у Морроу.

Так что в целом сборник получился забавным. Есть над чем посмеяться и подумать. Что-то действительно может заставить начать скрипеть мозгами, чтобы найти аргументы против его "философии". То, что сможет оправдать то, что писатель высмеивает или выставляет в глупом свете. Ну а часть рассказов просто откровенно неудачные, и непонятно почему и как они здесь оказались.

Три балла из пяти.