Историю командира медицинского взвода с позывным «Русский» рассказывает донецкая газета «Боевое знамя Донбасса».
Светя другим, сгораю сам!
Ежегодно 28 августа отмечается день военного медика. В СВО представители этого тяжелого ремесла живут по принципу «Светя другим, сгораю сам». Счет спасенных ими людей идет на десятки тысяч, и речь идет не только о полевых хирургах и начальниках медицинских служб, но и бойцах медицинских подразделений, которые рискуя собственными жизнями врываются в желтую (а зачастую и красную) зону, чтобы максимально быстро доставить раненого на операционный стол и сделать так, чтобы в пути он не умер. И все это под огнем стрелкового оружия и артиллерии противника.
— У нас весь алгоритм действий отработан до состояния автоматизма, — рассказывает командир медицинского взвода 1029-го стрелкового батальона Сергей с позывным «Русский», — где, кого и как принимать, посмотреть. На месте оценивается состояние бойца, оказывается помощь, и принимается решение от эвакуации сразу в тыл, или к нам в перевалочный пункт.
Школа первой помощи
Решение стать врачом, помогать людям, Сергей принял еще в детстве. «Играл в больничку», — смеется он. С возрастом детское желание совсем не изменилось, и вот уже 15 лет «Русский» работает на скорой помощи. Ну или работал. До начала СВО.
— На самом деле такое решение, стать военным медиком, созрело у меня давно. Думаю, что еще в 2014 году. Но, повседневная работа и семья все время откладывали этот шаг. И так приключений хватало. Но, когда началась Специальная военная операция, я понял, что «момент истины» настал. Не могу сказать, что мои жена и дочь приняли все это с восторгом, но, скажем так, с пониманием. Я нужен здесь и делаю то, что умею делать лучше всего — оказывать самую первую медицинскую помощь для спасения как можно большего количества наших бойцов.
Одному, даже высокопрофессиональному медику, везде поспеть невозможно. Поэтому в своем батальоне Сергей организовал своеобразные полевые курсы тактической медицины, где каждый военнослужащий может научиться азам первой помощи.
— Это так называемая «школа первой помощи», с акцентом на самопомощь. Чтобы боец мог отличить элементарные вещи, такие как артериальное и венозное кровотечение. И смог оказать правильную помощь себе и своему товарищу. Как показывает практика, зачастую люди не знают азов первой помощи, а те, кто знаком с этим — не владеют на должном уровне навыками. Поэтому мы проводим эти тренировки. Также в ротах есть санинструкторы, которые тоже это обучение прошли и теперь следят за состоянием здоровья бойцов своего подразделения.
Разницы между своими и чужими у врача быть не должно
Боевой путь «Русского» начался с Мариуполя. Впрочем, вспоминать об этом он не любит — слишком жестко там было, без сантиментов.
— Если вспоминать Мариуполь, то легче вспомнить, что меня там не впечатлило, чем наоборот. Все эти разрушения, взгляды людей, которые вышли из своих убежищ, голодные, напуганные. Я не могу сказать, что у меня остались какие-то положительные эмоции от пережитого.
Тем не менее, долг врача обязывал оказывать помощь не только своим бойцам, но и мирному населению. А подчас и раненым солдатам противника.
— Люди часто обращались к нам за помощью. Мы всегда старались помочь мирному населению, страдающему от боевых действий. Отдавали имеющиеся у нас лекарства, перевязывали. Помогали всем, чем могли.
Были среди них и раненые солдаты ВСУ. У меня нет предвзятого к ним отношения. Поверженный враг не опасен. Возможно, есть какая-то настороженность, но неприязни никакой нет. Да и разницы между своими и чужими у профессионального врача быть не должно. Его задача просто помогать людям, не отвлекаясь на их мировоззрение или политические взгляды.
Сосредоточиться на деле
Главным рецептом для того, чтобы пережить ужасы войны, Сергей считает необходимость уделять все внимание своей работе, сосредоточиться на деле. Это, по его мнению, помогает не только преодолеть естественный страх, но и продолжать оставаться нормальным человеком, безо всяких военных «афганских», «чеченских» или «донбасских» психологических синдромов.
— Определенный страх присутствует, он присущ каждому из нас. Но есть понимание, что мы здесь делаем, за что мы тут боремся. Тот, кто понимает из-за чего и зачем это делается — не сомневается, а просто работает.
Работа помогает, отвлекает от глупых мыслей. Например, я — командир медицинского взвода. Помимо оказания первой медицинской помощи, в мои обязанности входят и организационные вопросы. Это достаточно большой спектр задач: организация медицинских пунктов, эвакуационных постов, отвечаю за своевременное пополнение медикаментов и расходных материалов. Некогда ерундой заниматься!
Я хочу, чтобы люди всегда оставались людьми. Вне зависимости от происходящих событий, каких-либо обстоятельств. Чтобы у них всегда была цель, светлая, добрая. Чтобы не было такого ужаса, который происходит здесь. Добро победит зло, надо в это верить!
Владимир Скобцов «Апостол»Разорван в клочья мира атом,Нещадно кроя небо матом,Апостол в должности медбратаМессию тащит на спине.
Алексей Гриценко, Алексей Акутин