Спустя почти год после запуска первого в России междугороднего трамвая, я, всё-таки, добрался до него и прокатился. Что сказать, я очень рад, что такой трамвай построили, но впечатления от поездки остались довольно смешанные. Расскажу сейчас почему.
Линия от кольца Фрезеровщиков до города Верхняя Пышма была открыта 1 сентября 2022 года. Протяжённость линии - около 8 км, На линии работает 9-10 вагонов "Львёнок".
Пышминский трамвай работает по концессии и принадлежит группе компаний "Мовиста", это один из первых частных трамваев в современной России. По сути, он считается принадлежащем именно Верхней Пышме, хоть заходит в Екатеринбург и образует физически единую сеть с екатеринбургским трамваем.
Номер маршрута - 333. Забавно, что параллельно ему за год до запуска запустили троллейбус 33 (сшив его из 13 и 16 маршрутов). Теперь можно в кадре одновременно поймать 33 и 333 маршруты.
Совсем небольшой участочек пышминский маршрут проходит по действующей екатеринбургской сети. На действующем кольце "Фрезеровщиков", что расположено у метро "Проспект Космонавтов" он и разворачивается. Так понимаю, это зарегламентировано соглашением с городом.
На линии планируется своё депо, которое сейчас активно строится.
Пока же, "Львята" ночуют и обслуживаются в Северном депо ТТУ г. Екатеринбурга.
Как раз перед моим приездом полностью закрывали движение на месяц, чтобы врезать вот эти стрелки в линию. Странно, конечно, обычно это можно сделать в ночные окна.
Тарифы. Первый маршрут трамвая, где цена зависит от того, куда ты едешь (до этого встречал такое только в Павлодаре). Нужно самому выбрать тариф и заплатить картой, на линии бывают контролёры.
Интервалы у маршрута достаточно низкие - в течение максимум 10 минут вы, скорее всего, уедете. Есть даже расписания на остановках.
Что же тогда "не так"? А не так тут, конечно же, скорости! Трамваи идут очень медленно. По всей линии максимальный разгон до 45 км/ч, а общее время в пути в одну сторону составляет 30 минут! Получается, что это 16 км/ч, что вообще никуда не годится для полностью обособленной линии.
Сами трамваи - вполне себе комфортные и ехать в них довольно приятно, но медленность портит всё удовольствие.
На остановках висят кружочки с разными интересными фактами из жизни двух городов.
В том числе и про то, что трамвай в Пышму ещё в 30-е годы думали запустить.
Вторая проблема, про которую все говорят, это то, что трамвай фактически не заезжает вглубь Пышмы. Разворотное кольцо организовано практически на въезде в город. Здесь рядом расположен знаменитый и огромный музей военной техники, а также не так давно построено несколько новых кварталов. Ещё кварталы построены вдоль линии в самом Екатеринбурге. Но большая часть пышминцев проживает далеко от трамвая, и им пользоваться им неудобно. В результате они продолжают ездить на автобусах, которые не только объезжают всю Пышму, но ещё и идут дальше в самом Екатеринбурге (не в центр, но на метро Машиностроителей), а трамваи ездят полупустыми.
Но повторюсь, чтобы меня не поняли превратно: я, в целом, очень рад, что такой проект сделали, и что трамвайное движение в Верхнюю Пышму существует. Просто несколько обидно, что из-за некоторых недоделок, он не реализовывает все свои преимущества. Трамваи должны ездить быстро и возить много людей. А автобусы пусть ходят туда, куда трамваи не дотянуть.
Встреча старого и нового. Здесь можно пересесть с пышминского трамвая на 14 маршрут и укатить далеко в центр, а то и на юг города, до конечной "Вторчермет".
Так что, большое спасибо правительству Свердловской области и концессионерам, что построили и запустили этот трамвай. Несмотря на некоторые недочёты, получилось очень хорошо. Пожелаем ему от всей души процветать и хорошеть: ускориться и продлиться в центр Верхней Пышмы и дальше в Североуральск!