Найти тему

Давление насыщенных паров и испаряемость бензина

Оглавление

Требования к давлению насыщенных паров бензина зависят от конструктивных особенностей автомобиля и температуры окружающего воздуха, при которой он эксплуатируется.

Чем ниже температура окружающей среды, тем больше низкокипящих фракций требуется для нормального запуска двигателя, с другой стороны чрезмерное их содержание может привести к нарушениям в работе при высоких температурах вследствие образования паровых пробок.

Содержание низкокипящих фракций в бензине может быть идентифицировано по показателю давление насыщенных паров, характеризующему давление паровой фазы топлива, находящейся в динамическом равновесии с жидкой фазой.

Избыточное снижение давления насыщенных паров, ниже 34 кПа, приводит к тому, что запуск двигателя становится в-принципе невозможным при любой температуре окружающего воздуха, вследствие недостаточной концентрации бензиновых паров.

Именно поэтому в ГОСТ Р 51105-2020 и ГОСТ Р 51866-2002, регламентирующих параметры высокооктановых автомобильных бензинов, ограничивается минимальное и максимальное значение давления насыщенных паров (ДНП).

Помимо давления насыщенных паров ГОСТ Р 51105-2020 и ГОСТ Р 51866-2002 ограничивает показатель, называемый индексом паровой пробки, который характеризует испаряемость бензина и его склонность к образованию паровых пробок при определенном сочетании давления насыщенных паров и объема испарившегося бензина при температуре 70 °С.

Индекс паровой пробки рассчитывают по формуле:

ИПП=10∙ДНП + 7∙(И70),

где ДНП - давление насыщенных паров, кПа;

И70 - объём бензина, исправившегося при 70 °С, %.

Классы испаряемости бензина

В зависимости от климатического района применения по ГОСТ Р 51105-2020 и ГОСТ Р 51866-2002 автомобильные бензины подразделяют на 10 классов:

Классы испаряемости бензинов
Классы испаряемости бензинов

Применимость бензинов в зависимости от класса испаряемости

Применимость бензина того или иного класса испаряемости зависит от региона и времени года:

Классы бензина и периоды их применимости для регионов Центрального федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Центрального федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Северо-Западного федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Северо-Западного федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Северо-Кавказского федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Северо-Кавказского федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Приволжского федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Приволжского федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Уральского федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Уральского федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Сибирского федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Сибирского федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Дальневосточного федерального округа
Классы бензина и периоды их применимости для регионов Дальневосточного федерального округа

Переходными температурными границами между периодами по установленным среднесуточным значениям считаются:

  • от зимы к весне - выше -5 °С;
  • от весне к лету - выше +5 °С;
  • от лета к осени - ниже +5 °С;
  • от осени к зиме - ниже -5 °С.

Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.