Когда стоял старый мотор со старой приборной панелью, она самостоятельно издавала звуки. Например когда забыл выключить свет фар и открываешь дверь, то из приборной панели бесконечно разносился скрипучий звук. Этот звук конечно не такой как в других BMW, но он всегда выручал и подсказывал: "Дурак, выключи фары, угробишь аккумулятор!"
После замены двигателя последовала замена и приборной панели. Т.е я поменял старую приборку с машинкой на приборку со строкой. Старая приборка называется COMBI и в ней 2 фишки подключения. Новая приборка называется IKE уже с 3 фишками. Пришлось все это дело перепаивать.
После замены приборки я обнаружил, что не щелкают поворотники. Кажется это был временный глюк или спасла кодировка приборки через NCS Expert хотя никаких подобных значений я не трогал.
Внутри приборных панелей есть свой динамик, он представляет из себя пищалку-трещалку, по другому его не назовешь. Скорее всего это пъезодинамик подобный тем, что установлен в PC или дешевых китайских игрушках. Чистый звук он издавать нормально не в состоянии, а вот громкие скрипучие и щелкающие звуки может.
После замены приборки я сразу заметил, что щелчки поворотников стали другими. Щелчки стали мягче, но они по прежнему исходят из приборной панели. А вот все предупреждающие звуки пропали. По началу меня это не сильно беспокоило, но иногда я забываю выключить фары и машина день может простоять на парковке с включенными габаритами. Так произошло раз, два и еще много раз. Иногда сильно разряжал аккумулятор, пора что-то решать.
Что может быть лучше, чем заказать гонг от BMW X5 E53 сразу со всеми фишками и пучком проводов, да еще и доставка в почтомат за копейки!
Сзади на корпусе гонга каждый контакт обозначен. Притом предусмотрено разное подключение питание. Это сделано для ситуации когда нет необходимости использовать все сигналы, а необходим какой-нибудь один. В такой ситуации нет необходимости использовать разные фишки.
В заказанном мной гонге в черной фишке отсутствуют провода питания в черной фишке, так как в белой фишке они уже подключены.
Однажды когда я делал уборку в автомобиле, я обнаружил трехпиновый белый штекер, который расположен в пространстве ног водителя с правой стороны. Нашел его прямо за печкой и сразу не мог понять для чего он. Так как моя машина 96 года и не оснащена парктрониками, то получается это единственный штекер который идет для подключения гонга. Этого штекера достаточно, чтобы подключить питание и активировать звуковой ТОН 3 гонга.
Звуковые сигналы
Пора разобраться, что из себя представляют сигналы гонга, но нужно понимать, что логика использования сигналов в разных моделях BMW может незначительно отличаться.
Для активации сигнала необходимо кратковременно или длительно заземлить контакт T1-T5 на минусовую клемму.
ТОН 1 (T1) (Memo signal)
последовательность трех коротких сигналов частотой 1кГц.
Уведомление или напоминание по установленному времени (будильник / таймер). Например время начала новостей по радио или сообщений о ситуациях на дорогах.
ТОН 2 (T2) (Temperature warning / Speed Limit warning)
один короткий сигнал частотой 1кГц.
Предупреждающий сигнал о низкой температуре наружного воздуха. Примерно при температуре ниже 3°C предупреждает о возможном гололеде или плохом сцеплении шин с дорогой.
Также этот сигнал используется для уведомления о превышении заданного порога скорости.
ТОН 3 (T3) (LCM / Key-In-Ignition warning)
длинный затихающий сигнал частотой 1кГц.
Предупреждения о не выключенном свете фар.
Предупреждение о не пристёгнутом ремне безопасности.
На моделях для американского рынка этот сигнал используется для предупреждения водителя о ключе оставленном в замке зажигания.
ТОН 4 (T4) (PDC - Park distance control)
непрерывный звуковой сигнал при активации, постоянно звучит пока заземлен контакт.
Сигнализирует о приближении к препятствию. Соединен напрямую с блоком парктроников PDC.
ТОН 5 (T5) (Reverse warning)
На моделях для японского рынка используется для предупреждения о включенной передаче заднего хода на автоматических трансмиссиях. Иногда встречаются модели с сигналом заднего хода и на механических трансмиссиях.
У японцев есть классное видео на тему как работают гонги разных моделей и какие звуки издают. Из видео понятно, что бывают еще гонги с другой распиновкой или количеством сигналов и даже отличаются по характеру звукового сигнала.
Из этого видео стало ясно, что место установки гонга на защитной пластиковой облицовке под рулем в ногах водителя (у всех моделей по разному). У меня данная облицовочная панель отсутствует, так как бывший хозяин автомобиля просто выбросил ее вероятно вместе с гонгом.
Приоритеты сигналов
Некоторые сигналы предупреждений важнее других, поэтому при одновременном срабатывании они имеют более высокий приоритет.
Формула приоритетов: T3 > T1,T2,T4 > T5
Сигнал T3 имеет наивысший приоритет.
Сигналы T1, T2, T4 имеют одинаковый приоритет. Входной электрический сигнал должен быть отключен прежде, чем сработает следующий сигнал.
Сигнал T5 имеет самый маленький приоритет.
Вообще гонги бывают разными. Например в BMW E24, E28, E30 гонг прямоугольный и установлен прямо в двери.
Гонг заднего парктроника вообще крайне отличается от остальных и устанавливается чаще всего за задней полкой.
Гонг в современных автомобилях вообще происходит через бортовой монитор. Любой блок может подать сообщение по шине данных на бортовой монитор и вы услышите гонг в динамиках вашей аудиосистемы.
В старых моделях уведомление приходит не по шине данных, а по отдельному проводу. К тому же гонг не завязан только на приборную панель. Например система переднего парктроника (PDC) активирует сигнал напрямую по отдельному проводу. Сигнал заднего хода также приходит по отдельному проводу от основного блока.
В следующей части я расскажу как хочу сделать самодельную плату гонга с sd-картой на которую можно записывать свои собственные звуки предупреждений в формате MP3.