Ковид, кажется, отступил, но продолжает напоминать о себе. Вирус крайне нестандартно повлиял на демографическую ситуацию в России. Наша страна оказалась едва ли не единственной в мире, где от пандемии женщины пострадали больше, чем мужчины. И сказалось это на самом дорогом, что есть у человека, — на жизни. А в США у перенесших COVID-19 даже через два года сохранились высокие риски заболеть более чем 50 недугами.
Во время пандемии коронавируса ожидаемая продолжительность жизни сократилась в большинстве стран мира. И практически везде смертность среди мужчин была выше — в среднем почти в два раза (несмотря на то, что женщины заражались чаще). Исключением стали лишь некоторые страны Северной Европы, а также Болгария.
По данным Евростата, в 2020 и 2021 годах — в разгар пандемии — более чем в половине европейских государств продолжительность жизни у мужчин снизилась больше, чем у женщин. Но незначительно — примерно на четыре месяца. В других странах Старого Света различий практически не было.
В России же ковидный гендерный разрыв оказался ощутимее. По данным Росстата, за два года пандемии женщины в среднем потеряли около трех с половиной лет жизни, а мужчины — чуть больше двух с половиной. Почти год жизни — это существенное отличие между полами, говорится в научной статье профессора экономического факультета МГУ Ирины Калабихиной и ее коллеги магистранта Михаила Максимова.
В целом же по миру ситуация противоположная. В среднем у женщин и мужчин соотношение по смертям — 10 к 13, по госпитализациям — 10 к 12, по подключениям к ИВЛ — 10 к 17.
Экономисты из МГУ пришли к заключению, что на высокую смертность среди женщин в России повлияли несколько факторов. Первый — гендерное различие в уровне доходов, а значит, в доступе к качественной медицинской помощи. Второй — в сфере здравоохранения превалирует слабый пол, а значит, и риски у его представительниц выше. В регионах с высокой концентрацией врачей продолжительность жизни женщин в пандемию упала сильнее, чем в других субъектах РФ.
«Проведенное исследование позволяет более глубоко понять влияние гендерных и социально-экономических факторов на демографические изменения в России в период пандемии COVID-19. Оно подчеркивает необходимость сокращения гендерного неравенства в сфере труда и снижения концентрации женщин в системе здравоохранения. Очевидно, что требуется развитие дополнительных мер защиты медицинского персонала от возможных эпидемий в будущем», — отметила Ирина Калабихина.
В США тоже активно изучают негативное «наследие» ковида. Недавно завершилось большое исследование о риске смерти в течение двух лет после заражения. Влияние на здоровье анализировали по 80 показателям — от усталости до нейродегенеративных заболеваний. Результаты основаны на данных около 140 тысяч человек, которые сдали положительный тест на SARS-CoV-2, и 6 миллионов здоровых людей.
В течение трех месяцев после заражения у людей, перенесших COVID-19 в больнице, сохранялся высокий риск умереть, а также получить осложнения в виде сердечной недостаточности, диабета, болезни Альцгеймера и других патологий. У тех, кому повезло обойтись без госпитализации, был похожий «букет», но с меньшей вероятностью обзавестись одним из его «цветков». Однако если сравнивать с теми, кто вообще не был инфицирован, то и у них опасность заболеть ощутимо выше.
Перенесшие ковид на больничной койке даже спустя два года значительно рисковали заболеть более чем 50 недугами. Они на 50 % чаще страдали сердечной недостаточностью, а еще среди них было вдвое больше пациентов с диагнозом «болезнь Альцгеймера».
Кроме того, ученые доказали, что негативное влияние COVID-19 на организм на 50 % превышает ущерб здоровью от рака или болезней сердца. Ранее та же команда исследователей выявила повышенный риск возникновения сердечного приступа и психических расстройств в течение года после заражения.
Интересно? Сделали подборку материалов по теме: