Южному городу Минусинску Красноярского края в этом году стукнуло 200. Для Сибири – это солидная дата. Свою историю наши города и поселки отсчитывают от 17-го - 18-го веков. То, что здесь строилось во время царствования Хана Кучума (если таковое, конечно, имело место быть) – вообще никак не сохранилось. Есть довольно оригинальная версия, что в 16 -17-ом веках случилась вселенская трагедия, и абсолютно все снесла с лица земли. Так это или не так, судить не берусь, но ведь и правда, кроме менгиров и совсем уж древних холмов с захоронениями не сохранилось ничего. А возраст наших лесов тоже насчитывает всего 200 лет. Это к вопросу «старости» города. Все относительно.
Власти озаботились празднованием задолго до наступления знаменательного события. И решили отреставрировать всю старую часть города. Про Дом Вильнера я уже писала в предыдущей своей статье. Сегодня расскажу о Соборе Спаса Нерукотворного.
Возвышается он на пригорке за рекой и радует наш глаз своим современным видом с 1904 года.
История его такова:
В 1780 г. переселенцы из Надпорожной слободы на Енисее перед Казачинским порогом, приехавшие в деревню Минюсинскую годом раньше, построили в ней деревянную церковь, которую, в память об оставленной слободской церкви, нарекли Спасской. Шло время: увеличивалось население села Минусинского (а с постройкой церкви деревня Минюсинская стала селом Минусинским), и в конце XVIII в. прихожане Спасской церкви ''быв в собрании учинили согласной приговор, чтоб построить в оном селе вместо ветхой деревянной вновь каменную во имя Христа Спасителя нашего церковь с приделом Покрова Пресвятой Богородицы, на что и подписали более тысячи рублей".
Церковь заложили 12 (24) сентября 1803 года.
В 1813 г. строительство церкви было закончено, и в 1814-м её освятили. Её полное название - села Минусинского церковь во имя Спаса Нерукотворного Его Образа.
За последующие 90 лет храм значительно изменил свой облик. Первоначально он имел гораздо меньшие размеры. Силуэт церкви более, нежели теперь, напоминал корабль, а вся eё композиция подчинялась идее устремленности вверх.
В 1824 г. на колокольне висело семь колоколов, самый большой из которых (последний, отлитый в 1824 г.) весил 57 пудов (912 кг). А в 1855 г. был поднят восьмой колокол весом более двух тонн (131 пуд).
Священно- и церковнослужители казённого жалования не получали, живя на плату за требы и на пожертвования и приношения прихожан, В клировой ведомости за 1830 г. записано, что "содержание их посредственно".
В 1853 г. на средства купца Ивана Тимофеевича Масленникова (более 11 тыс. рублей серебром) с северной стороны церкви пристроили придел во имя Святителя Николая, по размерам и формам симметричный Покровскому. Церковь стала трёхпрестольной. А в 1858 г. она получила статус соборной.
В 1902-1904 гг. происходила реконструкция храма по проекту красноярского архитектора В. А. Соколовского. Собор получил новую конфигурацию и новую композицию − контраст распластанности нижней части и устремленности ввысь вертикальных завершений. Все десять крестов расположены по симметрии относительно оси из четырех крестов − над входом, над колокольней, над главным храмом и главной алтарной апсидой. Каждый из крестов (исключая расположенные по одной из симметричных сторон) неповторим по форме и рисунку. Спасский собор включен в число памятников архитектуры всероссийского значения.
Помнит Спасский собор и декабристов, которые посещали его в 1827-1861 гг. Братья А. П. и П. П. Беляевы пели здесь в церковном хоре, а братья А. А. и Н. А. Крюковы и И. В. Киреев здесь венчались и крестили своих детей.
В 1923 г. была образована новая, Минусинско-Усинская епархия. Архиереем, управляющим ей, назначили епископа Дмитрия Матвеевича Вологодского, уроженца Енисейского уезда, закончившего Петербургскую духовную академию и служившего до назначения в Минусинск настоятелем Красноярской Благовещенской церкви. Главным собором епархии стал Спасский.
Наступили мрачные 30-е годы, время повальных арестов священнослужителей, закрытия и разрушения храмов. В 1933 г. органы ОГПУ арестовали отца Дмитрия Вологодского. Его выслали в Нарымский край, но в 1934 г. освободили, и он был восстановлен в управлении епархией. В 1936 г. его рукоположили в сан архиепископа. Но в 1937 г. о. Дмитрий был вновь арестован и расстрелян в Минусинске.
В 30-е годы все пять Минусинских церквей были закрыты, а потом частично или полностью разрушены. Спасский собор явился единственным, сохранившим свой внешний облик. Но он был также закрыт для богослужений. В 1937 г. с него, как и с других храмов, были сняты колокола, а в следующем году в соборе устроили зерносклад. Только в 1943 г., оценив большой вклад церкви в борьбу с врагом, Сталин остановил разрушение храмов, во многих было возобновлено богослужение. Был восстановлен и Спасский собор, ставший единственной действующей церковью в городе. Главная заслуга в возвращении храма к жизни принадлежит бывшему священнику кладбищенской церкви, новому настоятелю собора Всеволоду Николаевичу Баркову, недавно вернувшемуся из лагерей Хабаровского края и Колымы, где он провел 10 лет.
Более полувека минусинцы не слышали колокольного звона церквей. В 1989 г. на звонницу собора подняли восемь колоколов весом от 45 до 320 кг. В 1992 г. во дворе собора по проекту архитектора А. Г. Лаврова была построена крестильня, а в 1994 г. в пристройке к сторожке открыта воскресная школа.
Этот храм можно отнести к счастливчикам. Все-таки он не был подвергнут такому уж сильному разрушению. Существует легенда, что Собор уцелел лишь потому, что большевиков убедили в том, что в этой церкви венчались Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Что совершеннейшая неправда. Венчались они в Шушенском, где отбывал свою ссылку политический ссыльный Ульянов (Ленин). Но тем не менее, Собор остался цел.
У меня тоже есть своя история, связанная с этим Храмом. Когда-то давно, в 80-тые годы, я, еще ребенком, приехала со своей мамой в Минусинск. С нами были моя двоюродная сестра, такого же возраста, как и я (лет 10-12) и ее мама. Старшему поколению, читающему сейчас эти строки, не надо напоминать, что в то время мы все были оголтелыми атеистами. Какая такая церковь? Какая такая вера? Бога нет и точка! Нигде никаких церквей в наших молодых городах не строил. А тут нате вам – стоит красавец Храм. Мало того, что стоит, еще и действует. И мамы нас туда завели. Свои ощущения, если честно, помню плохо. Как реагировать на иконы я не знала. Стояла и смотрела, без каких-либо эмоций. Зато мамы потом всю дорогу убеждали нас никому ничего не говорить об этом посещении. Еще бы! Неизвестно, как бы на этот поступок отреагировали в школе и на работе.
Сейчас в Храм мы заходим без опаски. Красивый, с обновленными иконами, приделом, выкрашенный в светло-желтый солнечный цвет и сверкающий крестами, он поистине украшает этот город и является его визитной карточкой.