Они живут одновременно в прошлом и в будущем в том прошлом, где были процветающей маленькой страной, в том счастливом «завтра», когда она вновь будет такой. Но приходится жить и в настоящем, в этой- самопровозглашенной, непризнанной, бедной Абхазии, затерявшейся во времени и правовом поле. Абхазия живет ни в каком времени и во всех сразу. События сегодняшнего дня во время празднования 15-летия признания независимости Республики Абхазия отражают воцарившуюся уже давно неопределенность. В Сухуме и Гагре россияне стремятся приобретать землю, надеясь на Бога, может быть не конфискуют, хотя такое бывало. Повезло в этом году с туристами, одно из самых «бюджетных» направлений. Хотя, негативных отзывов об отдыхе в Абхзии множество.Скудные бюджетные деньги на реконструкцию дорог пропали. Разрушенные здания, среди которых немало исторических памятников не восстанавливаются. Много нареканий на отношение «местных» к приезжим. Хотя, туристы и цитрусовые все 15 лет- залог счастливой жизни. Время здесь будто застыло. Любой абхазец отсчитывает его от вечности. Люди всегда здесь жили подолгу. Древняя история этого края вроде ключа к античным тайнам бытия. Сухум – столица Абхазии был греческой Диоскурией, генуэзским Себастополисом, турецким Сухум-Кале, советским Сухуми. В нем остался дух вечного города. Фундаменты старых домов уходят глубоко в землю…Жизнь за два столетия приучила к войне. Абхазия вошла в состав Российской Империи в 1810 году. Во маленькой страной, находившейся триста лет под властью султанской Турции, царь Александр 2-ой оставил все права. Тогда было удивительное время расцвета нации она успешно хранила достоинство- равновесие между двух непредсказуемых держав – Россией и Грузией. Россия вела войну, Большую Кавказскую. Грузия была ее союзником.Абхазия сохраняла нейтралитет, но поставляла солдат в действующую русскую армию. Были целые батальоны. Абхазская и мингрельская милиция. Страна стала бруствером между кавказским ( а в этой части – адыго-черкесским) и русским миром. Порой ненадежным. Порой единственным, спасительным. Чего стоят примеры биографий видных персон истории. «В октябре 1853 года, перед началом Крымской войны, турецкий корабль высадил в Анапе Сефер-бея Заноко,бывшего черкесского князя, позже-беглого раба, а еще позже-лейтенанта русской армии. А на тот момент турецкого Паши. Предполагаемого правителя Великой Черкесии».(М. Ольшеевский «Кавказ»).После начала Крымской войны Османская Порта орудием давних замыслов восстановления своего давно потерянного владения Великой Черкесии выбрала князя горского племени хеаков – Сефер-бея Заноко. Турецкий корабль осенью 1853 года высадил Сефер-бея со свитой в Сухуме. Главнокомандующий турецким экспедиционным корпусом привез в Сухум Сефер-бею эполеты верховного командующего, оружие, пушки, боеприпасы. Исход эпопеи, длившейся на протяжении десятков лет под названием «Кавказская война», стоившей сотни жизней русских солдат и полного исчезновения с российского Черноморского берега целого народа-убыхов, зависел помимо всего и от личных отношений людей, воюющих сторон…
Магомет-Амин главный воин ислама на Западном Кавказе принес присягу верности России при генерале Кавказской армии Григории Филипсоне 20 ноября 1859 года. Но-отдельные случаи, когда противостояние заканчивалось добровольным переходом на сторону врага ничего не решали. Случаи дезертирства русских, «кавказских пленников» описывались подробно. Примеров подобных аварцу Хаджи-Мурату, ставшему «перебежчиком» из одноименного романа Льва Толстого пруд пруди. Кавказская война 1829-1864 за присоединение к России Юго-Западного побережья Черного моря привела к трагедии под названием «махаджиры». Треть абхазского населения – 700 000 человек уехали в Турцию. Многих ждала там смерть, доля вечных скитальцев. Семьи сотен махаджиров не воссоединились до сих пор.Немногие потомки тех, потерявших родину, отваживаются возвращаться обратно. Работу в теперешней Абхазии найти трудно, уровень жизни в непризнанной республике, по сравнению с Турцией, где и теперь проживают большинство потомков махаджиров, низкий. Бехиджэ Астагба-журналистка из Турции, наследница рода ставшими «махаджирами» абхазцев рассказывала на фестивале документального кино и телевизионных программ в Сухуме в 2014 году, что очень любит родину предков. Она написала и издала книгу об Абхазии со множеством иллюстраций. На вопрос не хочет ли семья вернуться назад на родину предков смело ответила –«нет». Боится неопределенности, которая вечно присутствует в стране.
Она прекрасно осведомлена о разных случаях «криминальной действтельности» Абхазии разных лет. Знает, что был украден гражданин России, владелец асфальтового завода Вазген Петросян, происходили убийства русских туристов в Гагрипше, страшные случаи на почве «разборок» упоминаются в «Сводках» чуть ли не каждый день…Возможно ли обрести спокойствие и безмятежность «стране души ? Когда наступит это в щедро наделенном природой пространстве, в котором поэт Бестужев нашел сходство с раем на земле?
Вновь об истории.1862 год. «Положение о заселении предгорий Западной части Кавказского хребта кубанскими и другими переселенцами из России». «Полагается выделять на хозяина от 25 до50-ти десятин земли...» В рай хлынули русские крестьяне смежных губерний, греки, армяне бежавшие от геноцида, молдаване, мингрелы. Они осушали болота, сажали сады, пахали, обустраивали эту землю. Сухум и сейчас довольно многолик. Не взирая на национальную принадлежность– все жители Независимой Республики. В нашем понимании земля предков-это и есть настоящий рай. В самой РА разбирались в причинах, почему потомки коренной нации, абазов, абазин некогда вынужденные покинуть свою родину, при возвращении назад не оставляют мысли, что он здесь временно. «Потомки махаджиров, их сейчас в Абхазии около 4 тыс. человек. Держат магазины и рестораны, разговаривают по-турецки. Правда, не все местные в восторге от репатриантов — «турецкие абхазы занимают места настоящих абхазов». Так что в «Стране души» они все же чужаки, хоть и боролись за ее независимость. В местное общество махаджиры не включены», - так рассуждает Дамир Кацуба, наблюдающий состояние общества и его векторы изнутри. С шапсугами, жителями Сочи, предки которых вернулись при открывшейся возможности из Турции в 1870-1878 годах, происходила попытка их отделения в отдельно взятую автономию. Был на карте Краснодарского края Шапсугский национальный район. Он в 1945 году район был переименован в Лазаревский. В декабре 1990 г. Съезд причерноморских адыгов -шапсугов принял «Декларацию об образовании Шапсугского национального района», но эта инициатива не была реализована. То, на чем зиждятся основы национального сознания - изучение родного языка и культуры у шапсугов продвигается. При существовании Адыгеи-собственной республики, хотя и в составе РФ, шапсугам не приходится беспокоиться об утрате своей самобытной идентичности. Абхазы опасаются, что в случае присоединения к России (что недавно обсуждалось в высших сферах в Москве) на правах субъекта они опять могут оказаться в роли меньшинства на своих собственных землях, как когда-то в Грузии. Итак-Абхазия снова будет плыть в своем фарватере, медленно, подобно кораблю из романа о Робинзоне Крузо. «В корабле Дефо присутствуют и черты «ладьи спасения» и признаки судна движущегося «без руля и без ветрил»…