ЗАЧЕМ МЫ ХОДИМ В ШКОЛУ? Текст будет длинный. Понадобятся - работающие мозги, время и внимание.
Пост будем полезен в целом любому. Но особенно учителям, родителям, бабушкам и дедушкам, будущим родителям, будущим школьникам, ученикам, студентам, министерству образования РФ и всем причастным к системе образования.
Пост о том, что нашей системе образования нужны реформы. Дальше я расскажу какие и зачем.
МОТИВАЦИЯ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Кроме социализации основная причина зачем дети ходят в школу - учебная деятельность. По идее в школе дети получают навыки и знания. Многие психологи пишут, что все дети по своей природе любознательны. Но почему-то очень часто дети не хотят туда идти.
Получается какой-то парадокс.
Все это происходит, потому что никто не заинтересован поддерживать эту мотивацию и любознательность. Есть, например, навык научиться читать или решать задачи в два действия или писать письменные буквы. От детей требуют результата. Никто не узнает чем дети интересуются, не создает для них мотивационную среду с персонажами, призами, квестами.
Зачем уметь писать письменные буквы, если все печатают вокруг? Вы скажете это развивает полушарие мозга, которое отвечает за…..- это не мотивирует 7-8 и даже 11-летнего ребенка. Зачем решать задачи в 2 действия, где это встречается в жизни? Расскажите детям пример из жизни, придумайте квест. Это и есть мотивация и подпитка любознательности.
Как же плохо опаздывать в школу! Давайте посадим злого охранника и завуч на входе, которые будут всех шпынять. Я думаю у них есть более интересные занятия.
Введите систему, в которой будут призы для тех, кто пришел вовремя, для тех, кто не пропускает школу. Детям помладше - лего, постарше - билеты в кино, театр или веревочный парк,то, что интересует молодежь. Когда у них будет мотивация, они смогут лечь раньше и поставить будильник.
Ведь если нет желания научиться, не помогут никакие репетиторы, ничего не поможет. Любознательность и мотивация - то, что должна поддержать и развить начальная школа. Пусть ребенок пишет и читает с ошибками, пусть неправильно решает задачи, но при этом хочет это делать регулярно. И постепенно уйдут ошибки, рано или поздно у всех. Если на корню загосить желание, дальше добавятся не только пробелы в знаниях, но и психологические проблемы.
Итак, проблема #1 обозначена, решение - создать мотивационную среду для обучения и поддержать любознательность детей.Примеры описаны выше. Можно объявить тендер и выделить средства на это.
ПРОГРАММА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ПРОГРАММЫ
Начну с простого. В классе 28 человек. В некоторых школах 36, в некоторых 20. Кому-то конечно повезло и у них 15. Но в среднем по стране думаю 25-28. Просто успеть чему-то их научить - уже большой подвиг для всех учителей, которые сейчас работают. В России очень хорошие учителя. В большинстве своем. И многие считают это нормально, когда в классе 28 человек. Я нет. Эффективность обучения падает, учитель перегружен, это вредно для его или ее здоровья. Даже если ей или ему все нравится. Тут уже не до мотивации и любознательности. Также у учителей есть программа и требования, которым должен отвечать каждый ученик. Личные особенности и тем более интересы мало кого волнуют. Вы всегда можете нанять репетиторов, поменять школу или еще могут отправить на комиссию, которая порекомендует коррекционную школу. И тогда все идут по программе, никто не отстает. Комиссии - это очень сомнительные организации, с очень сомнительными, устаревшими инструментами оценивания. Но о них не в этом посте.
Программа должна подстраиваться под конкретного ученика, в комфортном ему темпе на данный момент. В каждом классе должен быть штатный психолог на постоянной основе, а не приходящий. И если у школьника проблемы с вниманием, то у него должна быть возможность пройти бесплатный курс у психолога на развитие внимания или решить другие проблемы. Не надо создавать коррекционные школы. Пусть эти психологи, дефектологи, логопеды и прочие специально обученные товарищи работают в обычных школах. А главное во всем этом сохранить мотивацию и любознательность. И тогда он будет успевать по вашей программе.
Итак, проблема #2 - нехватка кадров, возможно нехватка помещений, решение - расширение педагогического персонала, сокращение количества человек в классе, максимум 15, создание условий адаптации для детей с разными потребностями, строительство новых школ или перестройка пустующих зданий под школы.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ
Читать в садике мы не учим, так как мы научим неправильно, а в школе потом их переучивать, - ответ воспитателя детского сада.
Вы серьезно? Как можно научить неправильно читать? Ты либо умеешь, либо нет! Еще пример.
У нас нет никаких требований, берем всех,даже лучше, если вы не умеете, - ответ секретаря школы.
Некоторые детские сады реально формируют у детей навыки, необходимые для школы, некоторые даже дают знания 1 класса. Но большинство садов - это просто пребывание. Сыт, здоров, что-то лепит и рисует. Главное заберите его пораньше и не опаздывайте. И никаких бы к ним претензий. Но! В первом классе ребенку очень тяжело без развитой моторики! И вообще многие уже пишут каллиграфическим почерком, читают бегло быстрее взрослых, и задачи решают, наверное, любые. Опять противоречие. Конечно родители отдают четырехлетних детей во всякие там подготовки к школе, "развивашки" за деньги. А так дошкольное образование бесплатное. Некоторые сады даже буквы печатные и цифры писать не учат. Зачем? Есть же "развивашки". Я за раннее обучение. Но не читать, писать и арифметику. Я считаю, что это базовые вещи и им должны учить в садике. Раз школа это требует. По желанию я могу отдать ребенка на курсы по чтению или каллиграфии, но базовым вещам должны научить бесплатно, если это требуется в 1 классе все-таки! Подытожим.
Проблема #3 - полное отсутствие согласованности между садиком и школой, решение - составить единую программу по развитию навыков и умений у детей в садике. Во всех без исключения государственных садиках должны быть какие-то базовые вещи, которым они должны научить детей. Возможно для этого в садиках нужно расширить штат специалистов, а педагогам пройти курсы переквалификации. Увеличить вознаграждение всего персонала в детских садах. И конечно тоже следить за количеством детей в группе. Не больше 15.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАК ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ И НАВЕШИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ
Прежде чем говорить о проблемах системы оценивания, важно упомянуть некоторые этические моменты. Все люди равны в своих правах и обязанностях вне зависимости от их расы, национальности, вероисповеданий, пола и конечно же вне зависмости от их умственных способностей. Каждый гражданин защищен государством. Вне зависимости от того работает ли он дворником, инженером, продавцом или программистом он может пользоваться ее благами на равных правах с другими гражданами. Эта токсичная фраза " будешь плохо учиться - будешь ямы копать, грузчиком или другие варианты" неэтична и является дискриминацией определенных групп граждан. Человек имеет право быть тупым. Просвещение не должно наносить вред психическому здоровью. Разные, но равные. Хотелось бы чтобы родители школьников об этом помнили. А также родителям стоит помнить про безусловную любовь, о которой школа помогает некоторым забыть. Если ваш ребенок учится на три, вы же не перестанете его любить?
Конечно может быть такое, что ваш ребенок схватывает все налету, способный, талантливый, и ему все равно по какой программе учиться, в какой школе, с каким количеством детей. Он будет учиться лучше всех, даже если будет жить в лесу, как маугли.
Но вам все равно важна эта информация,так как ваш ребенок, когда вырастет будет взаимодействовать с очень разными людьми.
Оценка в нашей системе несет такие функции: показывает учителю уровень усвоения материала учеником, учитывается другими образовательными организациями при переходе на новую ступень обучения, позволяет оценить квалификацию будущего работника и наконец мотивационнную. Все выглядит логично и правильно. А как иначе? Что плохого в оценках? Приведу пример, чтобы донести суть проблемы.
Педагоги часто вывешивают на доску обозрения работы детей, чтобы родители порадовались за свое чадо. Отношусь к этому позитивно. Хорошая идея. Однако подходит папа с сыном и с некоторым сарказмом говорит про его работу:
- Как же коряво ты написал! Ты точно рукой писал, не ногой? А какая работа тебе нравится? У тебя тут хуже всех.
Мальчик не расстроился ничуть и отвечает:
- Нет, у меня не хуже всех. У Миши хуже всех, вон смотри.
- Да не у вас с Мишей одинаково плохо, - папа продолжает сарказничать.
И ничего такого вроде бы. Мне абсолютно все равно, кто как воспитывает своих детей. Но тут затронули работу моего ребенка, которая меня вполне устраивала, и я не считала ее хуже всех. Мы пока даже еще не начали говорить об оценках. Считаю такие выводы делать вслух неэтично. А папа высказывался в присутствии всех детей и родителей. Но услышала их только я. Какой вывод из этой ситуации - никогда не обсуждайте работу других детей в их присутствии, а также в присутствии их родителей. Дома можете перемывать кости кому и как угодно, если такая система мотивации подходит вам и вашим детям.
Зачем оценки детям? Чтобы они могли оценить себя и главное для мотивации, ну или демотивации.
У нас 5-бальная система оценивания. Поставили 2 одному, он побежал и сегодня же начал все штудировать и уже завтра получил 5. Или закрыл учебник на долгие годы. И чаще второй вариант. Оценка формирует у ребенка комплекс, он теряет веру в себя и свои способности. 10 ошибок или 6? Какая разница? Все равно снова 2, зачем стараться? Более того за каждым учеником закрепляется статус на долгие годы - двоечник, троечник, хорошист, отличник. И все знают, кто как учится. Ребенок приходит домой и передает все всем своим родственникам. Даже если им совершенно неинтересно они все равно узнают, что Семенова - троечница. И тут мы видим, что система оценивания в начальной школе и особенно 5-бальная не очень эффективный инструмент мотивации, более того вредит психическому здоровью детей. И это еще не все.
Оценка в идеале равно знания, умения, навыки. Но не равно способности. Поэтому нередко случаются истории, когда троечник устроился во взрослой жизни лучше, чем кто-то с двумя красными дипломами. Зачем тогда травмировать детей? Зачем навешивать эти устаревшие ярлыки в виде троечников и хорошистов-ударников? Итак проблема #4 - текущая система оценивания школьников неэффективно выполняет свою функцию. Что же делать? Решение.
Для начала попробуйте хоть иногда перестать сравнивать своего ребенка со всеми на свете и особенно с одноклассниками и детьми ваших друзей. Сравнивать нужно только себя только с собой. То есть сравнивайте вашего ребенка только с ним самим и учите его тому же самому! Учителя должны подходить индивидуально ко всем детям. Если их 15 человек в классе и у учителя есть помощник, то это реально. Не надо тыкать всем тетради с успешными работами, не надо называть имен. Лучше дайте каждому задание посильное для уровня конкретного ребенка. Объясните детям, что они все разные, но каждый по-своему уникален. Знания самих предметов - это еще не все. Умение работать в команде, договориться, помочь украсить класс. Всегда найдется за что похвалить ребенка. Может быть есть внеурочные занятия, где он уже проявил себя. Образованный человек не всегда равно хороший. Известный факт, что образованные люди убивали под руководством Гитлера без зазрения совести. В рамках учебной деятельности важно давать возможность ребенку рассказать о своих интересах. Так тоже можно выявить его сильные стороны. Не нужно всех мерить одним аршином, дети - это не творожная масса.
Второй момент - это сама 5-бальная шкала. Она не позволяет увидеть и оценить прогресс ученика. А он должен видеть это постепенное развитие. Нужно провести тендер и выбрать шкалу, которая позволит ученику увидеть развитие своего потенциала. В начальной школе лучше заменить баллы какими-то фишками, создать игровой элемент. Тестовую-балловую систему вводить с 10-11 лет. И дети не должны знать у кого в классе меньше всех баллов. Зачем им эта информация? Чтобы дружить она не нужна. Когда вы приходите к врачу, он же потом не рассказывает вашим коллегам о ваших ЗППП.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Домашние задания надо отменить.
Как минимум для начальной и средней школы. Для старших школьников 14-17 лет это может быть оправдано, так как они готовятся к итоговым тестам, поступлению в вузы. Тут у детей есть цель, они уже замотивированны и умеют распределять время сами без помощи родителей.
Зачем же их отменять? Сначала обозначим функцию домашних заданий. Это ускоряет формирование навыков, учит детей самостоятельной работе, учит учиться. Звучит здорово. Но на деле печально.
Первое, что сразу кажется несправедливым - зачем делать работу после работы? А для начальной школы - и родителю и ребенку. Редко дети могут сделать задание сами, они очень часто его даже не записывают. Неужели ребенок и родитель не знают как совместно провести досуг? Можно побегать на площадке или поиграть в настольную игру. Туда же относятся поделки. Тут совсем весело. Соревнуются родители похоже в этих поделках, а не дети. Кто же лучше сделает рога оленю? Папа Васи или мама Оли?
Возможно по желанию иногда такие конкурсы могут быть интересны и важны. Но не нужно этим кичиться и вменять другим в вину, что они это не сделали. Самостоятельную работу ребенку можно давать в школе. Не принесут пользу поздние сидения за тетрадками ни ребенку, ни родителю.
Если ребенок просит, то тогда сделайте с ним поделку. Если ему непонятно что-то в школе, и он спрашивает у мамы или папы, то конечно нужно помочь. Но домашние задания не должны быть обязаловкой для всех. Ее можно давать выборочно ребенку и делать это в школе. Проблема #5 и ее решение в одном флаконе выше.
ШКОЛА ДОЛЖНА УЧИТЬ ДУМАТЬ, ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ НОСИТЬ ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР
Чтобы решать задачи в 2 действия, нужна логика. Они как раз ее и развивают, но все же это шаблонные задачи. Параллельно с формированием навыков решения таких задач, нужно делать задания на развитие логики. Можно забыть алгоритм решения таких задач, можно забыть таблицу умножения, но если у вас работает логика, вы всегда сможете вывести решение и посчитать недостающее число в таблице.
То же самое с воображением, аналитическими способностями, с вниманием. Нужно развивать их, тогда учиться будет легче и интереснее.
Нужно учить детей выражать свое мнение и подкреплять его примерами. Это можно делать в рамках всех гуманитарных предметов. Тогда учеба будет более осознанной.
Вокруг нас целый мир и он постоянно меняется. Нельзя игнорировать этот факт. Хотя у многих наших школ это получается. Школьники изучают физику, химию, биологию, географию. Но никто не знает где, зачем и как это применяется. Я не беру в расчет гимназии, в которые поступают школьники, знающие больше учителя. Возможно они знают и уже используют знания на практике. Но тоже не факт. В большинстве общеобразовательных школ никто не предлагает детям сделать лампочку или молнию на уроке физики, никто не предлагает на биологии создать свой микроклимат под стеклом или вырастить помидоры. Я уже предвижу контраргументы. Но у нас программа же, мы же не успеем столько материала. Это все факультативно за деньги, во всяких музеях с родителями пусть смотрят. А зачем вам столько материала, зачем эта бессмысленная программа, которую они забудут как только закончат школу? Пусть они знают меньше, но они понимают как это работает, понимают суть вещей, а не слепо зубрят информацию, чтобы сдать тест. Если бы естественно-научные предметы носили прикладной характер, то детям было бы интересно. У них появилось бы желание учить формулы и определения и главное - они бы их понимали. Не все станут физиками и химиками. И к 15 годам люди определятся и будут штудировать тесты к егэ. Но чтобы это произошло, чтобы им стало интересно, им нужно показать где и как это встречается в жизни. В целом с любым предметом по возможности нужно так делать. Я не говорю, что каждый урок должен быть шоу. Нет. Достаточно иногда просто привести яркий пример из жизни, показать видео. Чтобы ребята понимали для чего они решают эти задачи и учат эти формулы.
Проблема#6 изложена выше, а также ее решение.
ВНЕШНИЙ ВИД
Как таковой проблемы здесь нет. Форма вроде есть, а вроде не все в ней ходят.
Я не фанат формы, но и не то чтобы мне она претит. Однако столкнулась с проблемой, связанной с прической. Поэтому изложу свои мысли по данному вопросу.
Родители должны следить за тем, чтобы дети были чистыми, ходили в чистой, глаженой одежде, без дыр, с чистыми, подстриженными ногтями, с чистыми волосами. Банальная гигиена. Все остальное должно быть опционально. Можно сделать оговорку, что спортивный костюм для физкультуры и что белая рубашка выглядит торжественно, поэтому ее надевают по особым случаям. И все. Если мальчик хочет носить прическу викинга или самурая , то это его право, если прическу в стиле Курта Кобейна, то это тоже его право, главное волосы заделать, чтобы в глаза не лезли,если хочет стрижку новобранца, почему бы и нет. Для непосвященных у Курта Кобейна были волосы до плеч, викинги выбривали затылок и делали хвостики. Это не превращает мальчиков в девочек!
Вообще у нас какое-то искаженное понятие мужественности. Я считаю выполнил обещание, уступил место пожилой женщине или пожилому мужчине, проявил терпение, вступился за слабого в подворотне - это значит мужчина. А какой длины и цвета волосы - это уже второстепенный момент. "Борода не делает тебя мужчиной" - старая хорошая фраза в метро. Увы, автора не знаю. Поэтому если вы видите мальчика с хвостиком, это не значит что он - девочка. Возможно он будущий викинг и у него есть меч. Так что поаккуратнее с выражениями.
Тут вроде проблемы нет, обозначать не буду.
Хотелось бы сделать финальный вывод.
Все проблемы #2-#6 в результате приводят к нежеланию детей учиться, то есть к потере мотивации и любознательности и как вишенка на тортике заболевания психологического характера - различные неврозы. А также они приводят к психологическим травмам на всю жизнь. Например, заниженная самооценка или знаменитый синдром самозванца.
Итак мы опять вернулись к проблеме #1 - отсутствие мотивации и любознательности. В ближайшем будущем нам нужны реформы относительно всех 6 пунктов, чтобы школа стала вызывать положительные эмоции.
Жду ваши предложения и комментарии, если они есть. Если вы хотите высказать несогласие, то пожалуйста, не забывайте про доброжелательный тон. И вообще будьте добрее, если вдруг захотите написать. Желаю всем добра, любви и мира.
П.с. все что я написала касается только государственных школ. В некоторых частных школах многое из того, что я пишу уже реализовано. Не понимаю почему также нельзя сделать в государственных школах.
ЗАЧЕМ МЫ ХОДИМ В ШКОЛУ? Текст будет длинный. Понадобятся - работающие мозги, время и внимание.
Пост будем полезен в целом любому. Но особенно учителям, родителям, бабушкам и дедушкам, будущим родителям, будущим школьникам, ученикам, студентам, министерству образования РФ и всем причастным к системе образования.
Пост о том, что нашей системе образования нужны реформы. Дальше я расскажу какие и зачем.
МОТИВАЦИЯ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Кроме социализации основная причина зачем дети ходят в школу - учебная деятельность. По идее в школе дети получают навыки и знания. Многие психологи пишут, что все дети по своей природе любознательны. Но почему-то очень часто дети не хотят туда идти.
Получается какой-то парадокс.
Все это происходит, потому что никто не заинтересован поддерживать эту мотивацию и любознательность. Есть, например, навык научиться читать или решать задачи в два действия или писать письменные буквы. От детей требуют результата. Никто не узнает чем дети интересуются, не создает для них мотивационную среду с персонажами, призами, квестами.
Зачем уметь писать письменные буквы, если все печатают вокруг? Вы скажете это развивает полушарие мозга, которое отвечает за…..- это не мотивирует 7-8 и даже 11-летнего ребенка. Зачем решать задачи в 2 действия, где это встречается в жизни? Расскажите детям пример из жизни, придумайте квест. Это и есть мотивация и подпитка любознательности.
Как же плохо опаздывать в школу! Давайте посадим злого охранника и завуч на входе, которые будут всех шпынять. Я думаю у них есть более интересные занятия.
Введите систему, в которой будут призы для тех, кто пришел вовремя, для тех, кто не пропускает школу. Детям помладше - лего, постарше - билеты в кино, театр или веревочный парк,то, что интересует молодежь. Когда у них будет мотивация, они смогут лечь раньше и поставить будильник.
Ведь если нет желания научиться, не помогут никакие репетиторы, ничего не поможет. Любознательность и мотивация - то, что должна поддержать и развить начальная школа. Пусть ребенок пишет и читает с ошибками, пусть неправильно решает задачи, но при этом хочет это делать регулярно. И постепенно уйдут ошибки, рано или поздно у всех. Если на корню загосить желание, дальше добавятся не только пробелы в знаниях, но и психологические проблемы.
Итак, проблема #1 обозначена, решение - создать мотивационную среду для обучения и поддержать любознательность детей.Примеры описаны выше. Можно объявить тендер и выделить средства на это.
ПРОГРАММА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, А НЕ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ПРОГРАММЫ
Начну с простого. В классе 28 человек. В некоторых школах 36, в некоторых 20. Кому-то конечно повезло и у них 15. Но в среднем по стране думаю 25-28. Просто успеть чему-то их научить - уже большой подвиг для всех учителей, которые сейчас работают. В России очень хорошие учителя. В большинстве своем. И многие считают это нормально, когда в классе 28 человек. Я нет. Эффективность обучения падает, учитель перегружен, это вредно для его или ее здоровья. Даже если ей или ему все нравится. Тут уже не до мотивации и любознательности. Также у учителей есть программа и требования, которым должен отвечать каждый ученик. Личные особенности и тем более интересы мало кого волнуют. Вы всегда можете нанять репетиторов, поменять школу или еще могут отправить на комиссию, которая порекомендует коррекционную школу. И тогда все идут по программе, никто не отстает. Комиссии - это очень сомнительные организации, с очень сомнительными, устаревшими инструментами оценивания. Но о них не в этом посте.
Программа должна подстраиваться под конкретного ученика, в комфортном ему темпе на данный момент. В каждом классе должен быть штатный психолог на постоянной основе, а не приходящий. И если у школьника проблемы с вниманием, то у него должна быть возможность пройти бесплатный курс у психолога на развитие внимания или решить другие проблемы. Не надо создавать коррекционные школы. Пусть эти психологи, дефектологи, логопеды и прочие специально обученные товарищи работают в обычных школах. А главное во всем этом сохранить мотивацию и любознательность. И тогда он будет успевать по вашей программе.
Итак, проблема #2 - нехватка кадров, возможно нехватка помещений, решение - расширение педагогического персонала, сокращение количества человек в классе, максимум 15, создание условий адаптации для детей с разными потребностями, строительство новых школ или перестройка пустующих зданий под школы.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ
Читать в садике мы не учим, так как мы научим неправильно, а в школе потом их переучивать, - ответ воспитателя детского сада.
Вы серьезно? Как можно научить неправильно читать? Ты либо умеешь, либо нет! Еще пример.
У нас нет никаких требований, берем всех,даже лучше, если вы не умеете, - ответ секретаря школы.
Некоторые детские сады реально формируют у детей навыки, необходимые для школы, некоторые даже дают знания 1 класса. Но большинство садов - это просто пребывание. Сыт, здоров, что-то лепит и рисует. Главное заберите его пораньше и не опаздывайте. И никаких бы к ним претензий. Но! В первом классе ребенку очень тяжело без развитой моторики! И вообще многие уже пишут каллиграфическим почерком, читают бегло быстрее взрослых, и задачи решают, наверное, любые. Опять противоречие. Конечно родители отдают четырехлетних детей во всякие там подготовки к школе, "развивашки" за деньги. А так дошкольное образование бесплатное. Некоторые сады даже буквы печатные и цифры писать не учат. Зачем? Есть же "развивашки". Я за раннее обучение. Но не читать, писать и арифметику. Я считаю, что это базовые вещи и им должны учить в садике. Раз школа это требует. По желанию я могу отдать ребенка на курсы по чтению или каллиграфии, но базовым вещам должны научить бесплатно, если это требуется в 1 классе все-таки! Подытожим.
Проблема #3 - полное отсутствие согласованности между садиком и школой, решение - составить единую программу по развитию навыков и умений у детей в садике. Во всех без исключения государственных садиках должны быть какие-то базовые вещи, которым они должны научить детей. Возможно для этого в садиках нужно расширить штат специалистов, а педагогам пройти курсы переквалификации. Увеличить вознаграждение всего персонала в детских садах. И конечно тоже следить за количеством детей в группе. Не больше 15.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ КАК ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ И НАВЕШИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ
Прежде чем говорить о проблемах системы оценивания, важно упомянуть некоторые этические моменты. Все люди равны в своих правах и обязанностях вне зависимости от их расы, национальности, вероисповеданий, пола и конечно же вне зависмости от их умственных способностей. Каждый гражданин защищен государством. Вне зависимости от того работает ли он дворником, инженером, продавцом или программистом он может пользоваться ее благами на равных правах с другими гражданами. Эта токсичная фраза " будешь плохо учиться - будешь ямы копать, грузчиком или другие варианты" неэтична и является дискриминацией определенных групп граждан. Человек имеет право быть тупым. Просвещение не должно наносить вред психическому здоровью. Разные, но равные. Хотелось бы чтобы родители школьников об этом помнили. А также родителям стоит помнить про безусловную любовь, о которой школа помогает некоторым забыть. Если ваш ребенок учится на три, вы же не перестанете его любить?
Конечно может быть такое, что ваш ребенок схватывает все налету, способный, талантливый, и ему все равно по какой программе учиться, в какой школе, с каким количеством детей. Он будет учиться лучше всех, даже если будет жить в лесу, как маугли.
Но вам все равно важна эта информация,так как ваш ребенок, когда вырастет будет взаимодействовать с очень разными людьми.
Оценка в нашей системе несет такие функции: показывает учителю уровень усвоения материала учеником, учитывается другими образовательными организациями при переходе на новую ступень обучения, позволяет оценить квалификацию будущего работника и наконец мотивационнную. Все выглядит логично и правильно. А как иначе? Что плохого в оценках? Приведу пример, чтобы донести суть проблемы.
Педагоги часто вывешивают на доску обозрения работы детей, чтобы родители порадовались за свое чадо. Отношусь к этому позитивно. Хорошая идея. Однако подходит папа с сыном и с некоторым сарказмом говорит про его работу:
- Как же коряво ты написал! Ты точно рукой писал, не ногой? А какая работа тебе нравится? У тебя тут хуже всех.
Мальчик не расстроился ничуть и отвечает:
- Нет, у меня не хуже всех. У Миши хуже всех, вон смотри.
- Да не у вас с Мишей одинаково плохо, - папа продолжает сарказничать.
И ничего такого вроде бы. Мне абсолютно все равно, кто как воспитывает своих детей. Но тут затронули работу моего ребенка, которая меня вполне устраивала, и я не считала ее хуже всех. Мы пока даже еще не начали говорить об оценках. Считаю такие выводы делать вслух неэтично. А папа высказывался в присутствии всех детей и родителей. Но услышала их только я. Какой вывод из этой ситуации - никогда не обсуждайте работу других детей в их присутствии, а также в присутствии их родителей. Дома можете перемывать кости кому и как угодно, если такая система мотивации подходит вам и вашим детям.
Зачем оценки детям? Чтобы они могли оценить себя и главное для мотивации, ну или демотивации.
У нас 5-бальная система оценивания. Поставили 2 одному, он побежал и сегодня же начал все штудировать и уже завтра получил 5. Или закрыл учебник на долгие годы. И чаще второй вариант. Оценка формирует у ребенка комплекс, он теряет веру в себя и свои способности. 10 ошибок или 6? Какая разница? Все равно снова 2, зачем стараться? Более того за каждым учеником закрепляется статус на долгие годы - двоечник, троечник, хорошист, отличник. И все знают, кто как учится. Ребенок приходит домой и передает все всем своим родственникам. Даже если им совершенно неинтересно они все равно узнают, что Семенова - троечница. И тут мы видим, что система оценивания в начальной школе и особенно 5-бальная не очень эффективный инструмент мотивации, более того вредит психическому здоровью детей. И это еще не все.
Оценка в идеале равно знания, умения, навыки. Но не равно способности. Поэтому нередко случаются истории, когда троечник устроился во взрослой жизни лучше, чем кто-то с двумя красными дипломами. Зачем тогда травмировать детей? Зачем навешивать эти устаревшие ярлыки в виде троечников и хорошистов-ударников? Итак проблема #4 - текущая система оценивания школьников неэффективно выполняет свою функцию. Что же делать? Решение.
Для начала попробуйте хоть иногда перестать сравнивать своего ребенка со всеми на свете и особенно с одноклассниками и детьми ваших друзей. Сравнивать нужно только себя только с собой. То есть сравнивайте вашего ребенка только с ним самим и учите его тому же самому! Учителя должны подходить индивидуально ко всем детям. Если их 15 человек в классе и у учителя есть помощник, то это реально. Не надо тыкать всем тетради с успешными работами, не надо называть имен. Лучше дайте каждому задание посильное для уровня конкретного ребенка. Объясните детям, что они все разные, но каждый по-своему уникален. Знания самих предметов - это еще не все. Умение работать в команде, договориться, помочь украсить класс. Всегда найдется за что похвалить ребенка. Может быть есть внеурочные занятия, где он уже проявил себя. Образованный человек не всегда равно хороший. Известный факт, что образованные люди убивали под руководством Гитлера без зазрения совести. В рамках учебной деятельности важно давать возможность ребенку рассказать о своих интересах. Так тоже можно выявить его сильные стороны. Не нужно всех мерить одним аршином, дети - это не творожная масса.
Второй момент - это сама 5-бальная шкала. Она не позволяет увидеть и оценить прогресс ученика. А он должен видеть это постепенное развитие. Нужно провести тендер и выбрать шкалу, которая позволит ученику увидеть развитие своего потенциала. В начальной школе лучше заменить баллы какими-то фишками, создать игровой элемент. Тестовую-балловую систему вводить с 10-11 лет. И дети не должны знать у кого в классе меньше всех баллов. Зачем им эта информация? Чтобы дружить она не нужна. Когда вы приходите к врачу, он же потом не рассказывает вашим коллегам о ваших ЗППП.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Домашние задания надо отменить.
Как минимум для начальной и средней школы. Для старших школьников 14-17 лет это может быть оправдано, так как они готовятся к итоговым тестам, поступлению в вузы. Тут у детей есть цель, они уже замотивированны и умеют распределять время сами без помощи родителей.
Зачем же их отменять? Сначала обозначим функцию домашних заданий. Это ускоряет формирование навыков, учит детей самостоятельной работе, учит учиться. Звучит здорово. Но на деле печально.
Первое, что сразу кажется несправедливым - зачем делать работу после работы? А для начальной школы - и родителю и ребенку. Редко дети могут сделать задание сами, они очень часто его даже не записывают. Неужели ребенок и родитель не знают как совместно провести досуг? Можно побегать на площадке или поиграть в настольную игру. Туда же относятся поделки. Тут совсем весело. Соревнуются родители похоже в этих поделках, а не дети. Кто же лучше сделает рога оленю? Папа Васи или мама Оли?
Возможно по желанию иногда такие конкурсы могут быть интересны и важны. Но не нужно этим кичиться и вменять другим в вину, что они это не сделали. Самостоятельную работу ребенку можно давать в школе. Не принесут пользу поздние сидения за тетрадками ни ребенку, ни родителю.
Если ребенок просит, то тогда сделайте с ним поделку. Если ему непонятно что-то в школе, и он спрашивает у мамы или папы, то конечно нужно помочь. Но домашние задания не должны быть обязаловкой для всех. Ее можно давать выборочно ребенку и делать это в школе. Проблема #5 и ее решение в одном флаконе выше.
ШКОЛА ДОЛЖНА УЧИТЬ ДУМАТЬ, ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ НОСИТЬ ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР
Чтобы решать задачи в 2 действия, нужна логика. Они как раз ее и развивают, но все же это шаблонные задачи. Параллельно с формированием навыков решения таких задач, нужно делать задания на развитие логики. Можно забыть алгоритм решения таких задач, можно забыть таблицу умножения, но если у вас работает логика, вы всегда сможете вывести решение и посчитать недостающее число в таблице.
То же самое с воображением, аналитическими способностями, с вниманием. Нужно развивать их, тогда учиться будет легче и интереснее.
Нужно учить детей выражать свое мнение и подкреплять его примерами. Это можно делать в рамках всех гуманитарных предметов. Тогда учеба будет более осознанной.
Вокруг нас целый мир и он постоянно меняется. Нельзя игнорировать этот факт. Хотя у многих наших школ это получается. Школьники изучают физику, химию, биологию, географию. Но никто не знает где, зачем и как это применяется. Я не беру в расчет гимназии, в которые поступают школьники, знающие больше учителя. Возможно они знают и уже используют знания на практике. Но тоже не факт. В большинстве общеобразовательных школ никто не предлагает детям сделать лампочку или молнию на уроке физики, никто не предлагает на биологии создать свой микроклимат под стеклом или вырастить помидоры. Я уже предвижу контраргументы. Но у нас программа же, мы же не успеем столько материала. Это все факультативно за деньги, во всяких музеях с родителями пусть смотрят. А зачем вам столько материала, зачем эта бессмысленная программа, которую они забудут как только закончат школу? Пусть они знают меньше, но они понимают как это работает, понимают суть вещей, а не слепо зубрят информацию, чтобы сдать тест. Если бы естественно-научные предметы носили прикладной характер, то детям было бы интересно. У них появилось бы желание учить формулы и определения и главное - они бы их понимали. Не все станут физиками и химиками. И к 15 годам люди определятся и будут штудировать тесты к егэ. Но чтобы это произошло, чтобы им стало интересно, им нужно показать где и как это встречается в жизни. В целом с любым предметом по возможности нужно так делать. Я не говорю, что каждый урок должен быть шоу. Нет. Достаточно иногда просто привести яркий пример из жизни, показать видео. Чтобы ребята понимали для чего они решают эти задачи и учат эти формулы.
Проблема#6 изложена выше, а также ее решение.
ВНЕШНИЙ ВИД
Как таковой проблемы здесь нет. Форма вроде есть, а вроде не все в ней ходят.
Я не фанат формы, но и не то чтобы мне она претит. Однако столкнулась с проблемой, связанной с прической. Поэтому изложу свои мысли по данному вопросу.
Родители должны следить за тем, чтобы дети были чистыми, ходили в чистой, глаженой одежде, без дыр, с чистыми, подстриженными ногтями, с чистыми волосами. Банальная гигиена. Все остальное должно быть опционально. Можно сделать оговорку, что спортивный костюм для физкультуры и что белая рубашка выглядит торжественно, поэтому ее надевают по особым случаям. И все. Если мальчик хочет носить прическу викинга или самурая , то это его право, если прическу в стиле Курта Кобейна, то это тоже его право, главное волосы заделать, чтобы в глаза не лезли,если хочет стрижку новобранца, почему бы и нет. Для непосвященных у Курта Кобейна были волосы до плеч, викинги выбривали затылок и делали хвостики. Это не превращает мальчиков в девочек!
Вообще у нас какое-то искаженное понятие мужественности. Я считаю выполнил обещание, уступил место пожилой женщине или пожилому мужчине, проявил терпение, вступился за слабого в подворотне - это значит мужчина. А какой длины и цвета волосы - это уже второстепенный момент. "Борода не делает тебя мужчиной" - старая хорошая фраза в метро. Увы, автора не знаю. Поэтому если вы видите мальчика с хвостиком, это не значит что он - девочка. Возможно он будущий викинг и у него есть меч. Так что поаккуратнее с выражениями.
Тут вроде проблемы нет, обозначать не буду.
Хотелось бы сделать финальный вывод.
Все проблемы #2-#6 в результате приводят к нежеланию детей учиться, то есть к потере мотивации и любознательности и как вишенка на тортике заболевания психологического характера - различные неврозы. А также они приводят к психологическим травмам на всю жизнь. Например, заниженная самооценка или знаменитый синдром самозванца.
Итак мы опять вернулись к проблеме #1 - отсутствие мотивации и любознательности. В ближайшем будущем нам нужны реформы относительно всех 6 пунктов, чтобы школа стала вызывать положительные эмоции.
Жду ваши предложения и комментарии, если они есть. Если вы хотите высказать несогласие, то пожалуйста, не забывайте про доброжелательный тон. И вообще будьте добрее, если вдруг захотите написать. Желаю всем добра, любви и мира.
П.с. все что я написала касается только государственных школ. В некоторых частных школах многое из того, что я пишу уже реализовано. Не понимаю почему также нельзя сделать в государственных школах.