В России стоимость перевозки в такси побила исторический рекорд и достигла 32,5 рубля в расчете на 1 км, как следует из данных Росстата. Услуги такси непрерывно дорожают с апреля 2021 года. При этом за последние 10 лет самый большой рост цен — 4,03% — произошел в первой половине 2023 года. Цены продолжат расти из-за нового закона о такси.
По данным аналитического ресурса «Чек Индекс», средний чек на такси в России за первые шесть месяцев этого года составил 435 руб., что на 4% больше аналогичного периода 2022 года, а в Москве этот же показатель достиг 771 руб. (+12%).
Среди причин повышения цен на услуги такси эксперты отрасли отмечают рост индекса потребительских цен, подорожание транспортных средств, отказ от сотрудничества с Россией западных, японских и корейских производителей и проблемы с комплектующими у российских заводов. По данным Росстата, средняя цена импортного легкового автомобиля с февраля 2022 года по июнь 2023 года выросла на 57%, до 2,168 млн руб.; стоимость российского авто увеличилась на 25%, до 970,1 тыс. руб.
Директор практики «Транспорт и машиностроение» Strategy Partners Роман Тиняев отмечает, что рост затрат наблюдается по ключевым статьям, влияющим на себестоимость перевозок. Роман обращает внимание на то, что растет стоимость не только автомобилей (амортизация и лизинговые платежи), их техобслуживания, запчастей и расходных материалов, но и топлива.
Эксперт Strategy Partners добавляет, что, даже если заработная плата водителей не будет индексироваться, тарифы на перевозки придется повышать, чтобы сохранить прежнюю прибыль на 1 км пробега.
«Удерживать тарифы на прежнем уровне можно только за счет сокращения маржинальности перевозчиков», — полагает Роман Тиняев.
Представители сервисов такси прогнозируют подорожание своих услуг до 30% с сентября 2023 года в связи с новым законом о такси и сложностями, которые он может вызвать.
Президент Владимир Путин в конце декабря 2022 года подписал закон, комплексно регулирующий работу в сфере такси. Его основные положения вступают в силу с 1 сентября 2023 года. Этот документ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков, т. е. стоимость страхового полиса будет в 10–12 раз выше стандартного автострахования при одинаковой сумме страхового покрытия. Кроме того, службы заказа такси будут нести совместную с водителями ответственность за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.
Как сообщили в пресс-службе Минтранса, основной мотив разработки и принятия закона — систематизирование требований, предъявляемых к перевозкам легковыми такси, а также регулирование деятельности служб заказа легковых такси, которое в настоящее время не осуществляется.
В сервисе «Максим» утверждают, что, согласно результатам проведенного эксперимента, когда в Иркутске и Владивостоке агрегатор временно закрыл доступ к заказам водителей, не выполняющих требования нового закона, оставшиеся таксисты смогли выполнить не более 2% заявок, а средние чеки в тестовый период выросли в 3–8 раз. В пресс-службе Минтранса, напротив, отмечают, что причины для повышения размера тарифа являются безосновательными в связи с отсутствием концептуально новых требований.