Найти в Дзене

Китайский антиквариат. Made in China. Фарфор

Среди искусственного озера Поднялся павильон фарфоровый. Тигриною спиною выгнутый, Мост яшмовый к нему ведет. Н. Гумилев Декоративно-прикладное искусство Поднебесной вызывало неподдельный интерес европейцев еще со Средних веков. А в восемнадцатом столетии модное поветрие на всё китайское охватило дворы европейских монархов. Страстное желание подражать экзотическим затейливым формам породило направление “шинуазри” в частности и стиль рококо в целом. Мода на Китай не угасла и в XIX веке, разогретая опиумными войнами. С началом ХХ столетия азиатский акцент сместился на Японию. Однако предметы быта и интерьера из Поднебесной не теряли своей ценности и стабильно вызывали восхищение западных ценителей Востока. Всплеск интереса Советского Союза к искусству Китая возник с открытием Выставки подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран в 1949 г.. С налаживанием связей между двумя коммунистическими державами в домах советских дипломатов, ученых, партийных и культурных деятелей стали

Среди искусственного озера

Поднялся павильон фарфоровый.

Тигриною спиною выгнутый,

Мост яшмовый к нему ведет.

Н. Гумилев

Парные китайские вазы, фарфор
Парные китайские вазы, фарфор

Декоративно-прикладное искусство Поднебесной вызывало неподдельный интерес европейцев еще со Средних веков. А в восемнадцатом столетии модное поветрие на всё китайское охватило дворы европейских монархов. Страстное желание подражать экзотическим затейливым формам породило направление “шинуазри” в частности и стиль рококо в целом. Мода на Китай не угасла и в XIX веке, разогретая опиумными войнами.

С началом ХХ столетия азиатский акцент сместился на Японию. Однако предметы быта и интерьера из Поднебесной не теряли своей ценности и стабильно вызывали восхищение западных ценителей Востока.

Всплеск интереса Советского Союза к искусству Китая возник с открытием Выставки подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран в 1949 г.. С налаживанием связей между двумя коммунистическими державами в домах советских дипломатов, ученых, партийных и культурных деятелей стали появляться удивительной красоты эмали, фарфор, лаки. Эти приметы позволительной роскоши и хорошего вкуса свидетельствовали об особом статусе их обладателей.

На сегодняшний день азиатский антиквариат может считаться устоявшимся трендом в дизайне интерьера. При общей тенденции к минимализму обращение к Японии, с ее эстетической парадигмой “ваби, саби, сибуй и югун”, кажется вполне естественным. Тогда как местами нарочитая роскошь китайского декоративно-прикладного искусства не всегда видится чем-то тождественным с современным интерьером. Однако антиквариат из Поднебесной привлекает ценителей интеллектуального пространства не меньше, чем “четыре мерила прекрасного” Страны восходящего солнца.

Статуэтка “Хань Сян-цзы”, “селадоновый фарфор” (фарфор, глазурь). Китай, 1940-1960 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”
Статуэтка “Хань Сян-цзы”, “селадоновый фарфор” (фарфор, глазурь). Китай, 1940-1960 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”

Когда мы говорим о материальной культуре Китая, то первое, с чем она ассоциируется, это фарфор. Да и как может быть иначе, если история белоснежного тонкостенного материала зародилась именно там в VI в.? “Как ясное небо он чист, Невесом, как бумажный лист. Прекрасен, как горный нефрит, Как горное эхо звенит…” - эти знаменитые стихи Ли Бо, жившего в IX столетии растасканы по сайтам и пабликам, упоминающим историю китайского фарфора. И глядя на лучшие образцы, вышедшие из печей Цзиндэчжэня, хочется согласиться с каждым словом придворного поэта.

Первый расцвет фарфорового дела пришелся на династию Мин (1368-1644), с появлением различных художественных школ, поиском новых форм, переосмыслением древних орнаментов, а также использованием эмалевой краски. Правда, к XVI веку, с бешеным ростом спроса на керамические изделия, начался упадок производства из-за снижения качества самой продукции. Новый яркий виток развития фарфоровых мастерских начался уже при новой маньчжурской династии Цин (1644-1912).

Нам известно около 8 техник росписи фарфора. “Классика” цинхуа - подглазурная роспись кобальтовой краской. Юлихун - более поздняя техника красной подглазурной росписи, появившаяся во времена династии Сун. Жизнерадостная роспись уцай - сочетание пяти цветов. Сусанцай - нанесение декора тремя красками, разделенными на изделии процарапанными линиями. Фаланцай - техника, по зрительному восприятию напоминающая клуазоне, так как расписанная эмалевыми красками поверхность немного выпуклая. Феньцай - надглазурная роспись пудровыми красками. Гуюйсюань - соединение двух техник фаланцай и феньцай, сочетание очень тонкого фарфора и изысканной росписи. Доуцай - сочетание подглазурного кобальта и надглазурных ярких красок.

Хотелось бы отметить, что сине-белая гамма, которая воспринимается нами как традиционная для китайского декоративно-прикладного искусства, до XV века считалась откровенным дурновкусием, ибо за хороший вкус отвечал “селадоновый фарфор”. А в XVIII столетии подобное сочетание цветов в основном появлялось на предметах, отправляющихся на экспорт. И с монохромными изделиями за сердца европейцев яростно соперничали полихромными образцы “розового”, “зеленого”, “желтого” и “черного” семейств.

И если изделия в зеленой гамме изначально преобладали в правление Канси (1661-1721), то в дальнейшем моду на цвета стал диктовать Запад. Наибольший ажиотаж в Европе вызывали предметы “розового семейства”. Истинные шедевры, выполненные в разных оттенках розового от пудрового до темно-рубинового, были созданы во времена правлений Юнчжэн (1722-1735) и Цяньлун (1735-1796). Именно эти предметы ценятся выше всего на антикварном рынке.

Более доступная категория фарфоровых изделий династии Цин, относится к XIX-ХХ вв.. Эти предметы, отличающиеся большей красочностью, гораздо чаще встречаются на аукционах и в антикварных магазинах. Единственное напоминание начинающим коллекционерам: не давайте ввести себя в заблуждения маркам XVIII века. Практика проставления подобных клейм началась еще в XIX столетии и продолжается по сей день. Поэтому нередко ошибка приводит, например, к приобретению современного чайника с меткой правления Цяньлун.

Кстати, неплохим решением для начала “китайской коллекции” может стать фарфор периода республики Гоминьдан (1912-1949) и первых лет молодой Китайской Народной Республики (1949-1960). Таким вариантом могут стать статуэтки, олицетворяющие благородные занятия. В коллекции галереи “Однажды” представлены три фигурки из этой серии: поэт Линь Бу, поэтом Ван Сичжи и Чжу Майчэн.

Неожиданно забавным приобретением оказываются персонажи китайской мифологии, не особо известные на территории нашего государства. Растиражированная “звездная” тройка Шоу-син, Лу-син и Фу-син, конечно, несет в себе очевидные смысловые нагрузки, понятные любому человеку, будь он азиатом или европейцем. Но насколько прекрасен экстравагантный Лань Цайхэ, обряженный в женские одежды. Этот бессмертный гуляка, беспрестанно сочиняющий стихи и не расстающийся с вином, считается покровителем садоводов. И приобретая статуэтку в виде амбивалентного божества, вы можете быть уверены, что вряд ли на российском рынке антиквариата появятся его многочисленные повторения.

Статуэтка “Лань Цайхэ”, в стиле “розового семейства”, фарфор, роспись, деколь. Китай, 1940-1950 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”
Статуэтка “Лань Цайхэ”, в стиле “розового семейства”, фарфор, роспись, деколь. Китай, 1940-1950 гг.. Из коллекции галереи “Однажды”

Тема с даосскими бессмертными порой вырисовывается в интересную коллекцию, где ценным приобретением может стать небольшая статуэтка “Люй Дунбинь и Хэ Сяньгу”, покрытая голубой глазурью. Подобные предметы ценятся коллекционерами и найти их считается удачей.

Статуэтка “Люй Дунбинь и Хэ Сяньгу”, фарфор, голубая глазурь. Китай, республика Гоминьдан, 1920-1930 гг. Из коллекции галереи “Однажды”
Статуэтка “Люй Дунбинь и Хэ Сяньгу”, фарфор, голубая глазурь. Китай, республика Гоминьдан, 1920-1930 гг. Из коллекции галереи “Однажды”

Безусловно, мелкая пластика идеально вписывается в антикварную коллекцию увлеченных определенной тематикой людей. Но насколько адекватна китайская старина современному интерьеру? Можно ли вписать крупный предмет в минималистичный дизайн? Определенно, да. Именно такие яркие, наполненные цветом элементы создают нужные акценты и задают общий тон пространства.

Поэтому, если некогда в детстве на вас произвел неизгладимое впечатление магазин “Чай-кофе” на Мясницкой или в юности вы “заболели” Музеем Востока, смело приобретайте членов “цветных семейств” в дом. Во-первых, это стильно. Во-вторых, красиво (а мы всегда за красоту!). В-третьих… в-третьих, мечты детства и юности должны осуществляться.