Найти в Дзене
🎬💥Кинодом

"Шел по городу волшебник": книга VS фильм

Книга Юрия Томина "Шел по городу волшебник" в детстве была у меня одной из любимых. Я перечитывала ее раз ...дцать. А вот фильм по этой книге "Тайна железной двери" тогда разочаровал. В нем не было того волшебства, которое было в книге, и книга, на мой взгляд, более гармонична в плане сюжета. Хотя недавно я пересмотрела его - совсем другими глазами. И увидела то, что было недоступно детскому пониманию. При том, что фильм довольно точно повторяет книгу, кое-какие ключевые изменения в нем есть. Самое главное - в книге Толик попадает во вчерашний день. То есть, он становится человеком, у которого никогда не наступит завтра. Другими словами - у которого нет будущего. В фильме ничего не говорится о том, куда попали Толик, собака и два его приятеля. Скорей всего, это какой-то небольшой остров в океане или в море. Согласитесь, посыл у этих двух идей совершенно разный. Хотя в целом на главную идею это различие не влияет. А визуальный ряд, декорации в фильме позволили создателям сказать гора

Книга Юрия Томина "Шел по городу волшебник" в детстве была у меня одной из любимых. Я перечитывала ее раз ...дцать. А вот фильм по этой книге "Тайна железной двери" тогда разочаровал. В нем не было того волшебства, которое было в книге, и книга, на мой взгляд, более гармонична в плане сюжета. Хотя недавно я пересмотрела его - совсем другими глазами. И увидела то, что было недоступно детскому пониманию.

При том, что фильм довольно точно повторяет книгу, кое-какие ключевые изменения в нем есть. Самое главное - в книге Толик попадает во вчерашний день. То есть, он становится человеком, у которого никогда не наступит завтра. Другими словами - у которого нет будущего. В фильме ничего не говорится о том, куда попали Толик, собака и два его приятеля. Скорей всего, это какой-то небольшой остров в океане или в море. Согласитесь, посыл у этих двух идей совершенно разный. Хотя в целом на главную идею это различие не влияет. А визуальный ряд, декорации в фильме позволили создателям сказать гораздо больше, чем это можно было сделать в книге.

И в книге, и в фильме Толик имеет все предпосылки стать таким же, как юный Волшебник. Он плохо учится, часто опаздывает в школу, играет в футбол батоном, постоянно лжет, отец называет его жестоким, а получив волшебный коробок, он использует новые возможности исключительно для удовлетворения своих капризов. Идея фильма довольно проста - не будь эгоистом. Не лги, не делай пакости другим, не гордись. Но авторы фильма придали иную окраску сюжету и общему смыслу происходящего. Да и вообще визуальный ряд, которого нет в книге, весьма недвусмысленно намекает на некую религию, культ самого себя. Лично мне в фильме видятся отсылки к Евангелию. Остров и дом, в котором живет Волшебник, уставлены и увешаны его скульптурами и его гипсовыми портретами - чем не иконы?

-2

Волшебник искушает Толика - в обмен на дружбу предлагает ему различные блага (будешь делать, что хочешь) - отсылка к евангельскому эпизоду искушения Христа дьяволом. На острове повсюду: на стенах, на спичках, на грампластинке, на флажке яхты, на каждом коробке спичек размещена буква "Я" - это указание на главный грех, который называют матерью всех грехов - гордыню:

-3

В песенке, которую поет робот Балбес, рассказывается о некоем Волшебнике, который сотворил себе помощника, но тот восстал против своего создателя - не напоминает ли вам это историю о светоносном ангеле Люцифере, сыне зари, который поднял бунт против Бога, за что и был низвергнут с неба и с тех пор ходит по земле и подбивает людей на грехи? В книге о том первом волшебнике ничего не говорится, а мальчик сообщает Толику, что он просто нашел коробок. И в книге Волшебник находит Толика для того, чтобы вернуть свой коробок и переместить Толика во вчерашний день. В фильме же Волшебник появляется тогда, когда Толик начинает при помощи спичек помогать другим - то есть, его поведение выходит за рамки поведения "главного в мире жадины".

Интересна так же и архитектура дома, в котором проживает Волшебник. Посмотрите на снимок. Он очень похож на космическую ракету, у которой отсутствует верхняя часть. Ракета, которая никуда не полетит - ложные обещания, а ведь дьявола в христианстве именуют отцом лжи. Да и вход в этот дом весьма напоминает своды готических храмов Европы.

-4

Для сравнения:

-5

Да и сам образ этого юного Волшебника "с очень голубыми и очень холодными глазами" носит явные демонические черты - черствость, равнодушие, эгоизм, мстительность, склонность к манипулированию, любовь к асоциальному поведению - "из вредности это хорошо", "А давай друг другу завидовать". В это миловидном ребенке нет ничего положительного, он собор всех пороков, воплощение всего самого отвратительного, что только может быть в детях.

И в книге, и в фильме Толик осознал всю порочность своего поведения и смог вырваться из плена Волшебника. судьба же самого Волшебника остается неизвестной - скорей всего, он так и бродит по белу свету в поиске новых жертв.