Есть мнение, что во Второй мировой войне союзники СССР — Британия и США — могли и должны были открыть второй фронт в северной Франции уже в 1942 году. Вместо этого они затянули высадку до 1944 года, руководствуясь принципом, провозглашенным Гарри Трумэном: "Если мы увидим, что выигрывает Германия, нам следует помогать России, если мы увидим, что выигрывает Россия, нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше" Принцип Трумэна мы обсудим в следующий раз, а пока попробуем разобраться с возможностью второго фронта в 1942 году.
Условия задачи
Начнем с очевидного факта — никаких войск союзников на континенте не было, поэтому открытие второго фронта могло быть только десантной операцией. Коль скоро мы говорим о фронте, речь идет о высадке стратегического масштаба с сотнями тысяч человек в первом эшелоне, и миллионной армии в конце концов. Естественно, эту армию надо было снабжать боеприпасами, горючим, продовольствием и прочими необходимыми предметами. Ни первого, ни второго никто никогда не делал. Единственной крупной десантной операцией до Второй мировой войны была Галлиполийская операция в Первую мировую. Опыт был неудачный, десант так и не вырвался с Галлиполийского полуострова и в конце концов был эвакуирован.
Что не менее важно, и Британия, и США были и оставались во время войны демократиями, в которых действия правительств зависели так или иначе от общественного мнения. Мало того, десант на континент не был жизненно важным для обороны Британии и США, что повышало чувствительность общества к потерям. Это означало, что союзники имели только одну попытку: неудача стратегического десанта неизбежно привела бы к огромным потерям. Её политические последствия были непредсказуемыми вплоть до отставки правительства Его Величества. Всё это влияло на риски, которые союзники объективно могли брать на себя.
Собственно высадка
Исторически десанты высаживались двумя способами. В идеальном случае корабли врывались во вражеский порт и высаживали войска прямо на пирсы. Это решало большинство проблем высадки, но только если противник безнадёжно уступал в силах, либо высадка была совершенно внезапной. Немцы были противником более, чем серьёзным, поэтому рассчитывать на такое везение не приходилось, приходилось искать другие пути. Другим путём была высадка на необорудованное побережье. До Второй мировой войны она проходила всегда одинаково: корабли подходили к берегу насколько могли близко, пересаживали десантников в шлюпки и дальше шлюпки плыли к берегу. В условиях Второй мировой войны авиация, артиллерия и пулемёты обороняющейся стороны делали этот вариант невозможным: десантников перетопят еще в ходе погрузки в шлюпки. Требовались специальные десантные корабли с малой осадкой, аппарелью в носу для высадки солдат непосредственно на берег и защитой винтов и рулей от контакта с песком. Кроме десантных барж для пехоты, нужны и средства высадки танков - более крупные и тяжелые, но с такой же малой осадкой.
Те и другие суда надо было разработать и произвести. В 1942 году десантных барж произвели порядка 500 штук ([отсюда]). Танкодесантных судов в 1942 году произвели 3 (прописью - ТРИ) штуки (Вики). Эти корабли —не слишком удачные —разработал Royal Navy. Американские танкодесантные суда LST испытали только в начале 1943 года, тогда же и запустили в массовое производство. Так что в 1942 году высаживаться было просто не на чем.
Проблема снабжения
Мы помним уже, что высадившиеся войска желательно снабжать горючим, боеприпасами и прочими предметами, необходимыми для войны. Нет, конечно, можно и не снабжать, но тогда войска на дальнем берегу долго не провоюют. Так вот, в реальности операции Оверлорд уже в первые дни требовалось доставлять войскам 5000 тонн горючего и 500+ тонн боеприпасов ежедневно.
Здесь снова во весь рост встала проблема портов и портовых мощностей. Понятно, что выгружать грузы на необорудованное побережье было нереально, надо было захватывать порты. Но захват портов тоже не решал проблему, поскольку при угрозе захвата немцы тщательно уничтожали портовые сооружения. Так было в Шербуре, так было в Гавре, так было в Бресте (см. фото).
Для решения проблемы британское Адмиралтейство разработало искусственные гавани с готовыми плавучими волноломами и пирсами на якорях (см. первое фото, там показана гавань типа Mulberry*). Это новаторское и очень сложное инженерное решение придумали только в 1944 году, специально к операции Оверлорд. Мало того, поскольку немцы успели разрушить все порты на атлантическом побережье Франции, искусственные гавани оставались едва ли не основными портовыми мощностями союзников во Франции по меньшей мере до конца 1944 года, когда порты понемногу начали вступать в строй. Также к концу года союзники построили два трубопровода для горючего в города Шербур и Амблетез (см. карту).
Итак, снабжение тоже было тяжелой инженерной задачей, для которой в 1942 году просто не было готового решения.
Небываемое бывает?**
Читатель, хорошо знающий историю Великой Отечественной войны, немедленно возразит: а как же Керченско-Феодосийская операция? Действительно, Красная армия, поддержанная ВМФ, сумела высадить в общем счете порядка 80 тыс. человек и за 9 дней (25.12.1941 - 02.01.1942) выбила немцев с Керченского полуострова. Ни тысяч десантных барж, ни танкодесантных судов, ни искусственных гаваней, ни подводных трубопроводов в распоряжении СССР не было, высаживались с рыбачьих судов, тральщиков, шлюпок, даже с земснарядов, тем не менее, десант закончился полным успехом.
Такова общепризнанная версия, но верна ли она? Прежде всего, десант рассматривался как оперативный, который должен был изменить ситуацию в Крыму и, как минимум, деблокировать Севастополь. Этого не произошло, десант немцы остановили на Парпачском перешейке - самой узкой части Керченского полуострова. Уже через две недели немцы нанесли контрудар и снова захватили Феодосию (15 - 18 января). Дальше на 3,5 месяца наступил позиционный тупик - советские войска пытались прорваться, но прорыв не получался. А в мае немцы нанесли мощный контрудар и полностью разгромили Крымский фронт, ликвидировав советский плацдарм. Таким образом, несмотря на первоначальный тактический успех, оперативные задачи решены не были и в конечном счете советские войска были сброшены в море.
Попробуем разобраться в причинах начальных тактических успехов и конечной неудачи операции. Высадка началась 25 декабря в районе Керчи и проходила по всем канонам предшествующих эпох: медленно, тяжело и с большими потерями. Импровизированный десантный флот был не особо пригоден для обеспечения высадки. Всё решил дерзкий удар 44-й армии по Феодосии, где корабли высадили десант непосредственно на мол порта. Это удалось сделать потому, что высадка оказалась для немцев абсолютно ВНЕЗАПНОЙ. Именно внезапность с успехом компенсировала все недостатки в организации операции. Внезапность оказалась как тактической (немцы не ожидали атаки здесь и сейчас), так и оперативной (немцы в принципе не рассматривали Феодосию как опасное направление). Поскольку Феодосия находилась западнее Парпачского перешейка, 44-я армия угрожала перерезать пути отхода немецкой 46-й дивизии, и этой последней оставалось лишь уносить ноги.
Тут-то и всплыли проблемы логистики. Ко 2 января немцы смогли перебросить подкрепления из-под Севастополя, образовав пусть и хилый, но оборонительный рубеж. Оказалось, что для его прорыва Крымскому фронту не хватает ни боеприпасов, ни механизированных соединений, ни автотранспорта. На всём Керченском полуострове не было ни одного госпиталя, раненых везли в Тамань. Керченский порт был не в лучшем состоянии, а Феодосию немцы захватили вновь. Проблемой оказалось не только снабжение, но даже простое сосредоточение сил, разбросанных по всему Керченскому полуострову. Когда их собрали за Парпачским хребтом, было уже поздно.
Итак, какие выводы можно сделать из событий на Керченском полуострове?
- Идеальная ситуация для десанта - оперативная и тактическая внезапность. К сожалению, для второго фронта оперативная внезапность была недостижима - идея десанта через Ла-Манш была слишком очевидна, а альтернативы ей по сути не было. В лучшем случае можно было обеспечить тактическую внезапность, скрыв от немцев время и точное место высадки.
- Высадить войска на берег можно и при очень серьезных дырах в организации, подготовке и даже снабжении. Особенно, если есть внезапность (п.1).
- Проблемы начинаются дальше. Внезапность действует очень недолго, особенно, с таким противником, как немцы. Дальше любой энергичный командир осознает ситуацию и быстро стягивает войска к угрожаемому участку.
- Прорвать такой рубеж можно только хорошо подготовленными, вооруженными (включая подвижные соединения) и снабжаемыми войсками. Чего как раз и не было у советских войск в Керчи.
- Все эти проблемы были уже у оперативного десанта, каким и был десант в Керчи и Феодосии. В случае стратегического десанта проблемы удесятеряются.
Продолжение
* Mulberry (англ.) - тутовник, шелковица
** Надпись на медали, выпущенной Петром I в память победы над шведскими кораблями в 1703 году