Найти в Дзене
Заметки психолога

Мышление

Оглавление

Я мыслю, следовательно, я существую. Р. Декарт.

Мышление - интересный и сложный процесс, ярко выраженный у человека. С помощью него мы познаем мир и ориентируемся в нем. Наше мышление позволяет строить адекватные схемы адаптации, находить пути для решения проблем и достижения намеченных целей. Ни у кого из животных не выражено мышление так, как у человека.

Над загадкой этого невероятного процесса ломали головы еще ученые древности. Одни говорили, что мышление исходит из чувственного опыта, другие же возводили его в ранг божественного дара, который способен открыть для человека тайный мироздания.

Даже сейчас, имея колоссальный багаж научных данных, ученые не могут дать конкретного ответа на вопросы о том, что же такое мышление? От чего оно зависит? К чему может привести? Как оно работает? Какую роль играет в жизни человека?

Согласно последним представлениям и выведенному на их основе определению, мышление - это процесс познания окружающего мира, порождения нового знания, активная форма творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление всегда появляется там, где есть задача, которую необходимо решить. Благодаря его развитию, человек получил возможность выходить далеко за рамки своего чувственного опыта на пути познания мира.

На данный момент, в психологии выделяют четыре основных вида мышления:

1. Теоретическое понятийное мышление - это такой тип мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задач обращается к понятиям, не имея дела с опытом, получаемым с помощью органов чувств.

Ярким примером такого мышления могут быть теоретические научные работы, где новые понятия появляются из уже имеющихся по средствам исключительно размышлений исследователя.

2. Теоретическое образное мышление - этот тип мышления отличается от предыдущего тем, что для решения задач человек использует не понятия и формулы, а образы.

С помощью образов и символов человек выражает конкретные суждения, понятия и делает определенные умозаключения. Такой тип мышления больше свойственен работникам искусства или литературы, где приходится чаще иметь дело с образами.

-2

3. Наглядно - образное мышление - этот тип мышления характеризуется тем, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан восприятием человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может.

Этот тип мышление ярко выражается в ситуациях, когда от человека требуется решать задачи с представленными объектами здесь и сейчас. У такого мышление более выражен практический уклон, и менее растянуты действия во времени. Необходимые для мышления образы представлены человеку в его кратковременной и оперативной памяти.

-3

4. Наглядно-действенное мышление - процесс мышление здесь представлен практической преобразовательной деятельностью человека, связанной с реальными предметами.

Этот вид мышления широко представлен у людей, которые заняты производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Условием решения задач в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

-4

Перечисленные виды мышления присущи каждому человеку, но исходя из конкретных жизненных ситуаций у разных людей может быть развит какой-либо один конкретный вид, или же несколько видов, все будет зависеть от типа задач, встающих перед человеком.

Несмотря на представленное разнообразие видов мышления, в идеальных представлениях им свойственны логика и разум. Только благодаря им можно провести объективный анализ данных, синтезировать мысль, идею, образ или действие, и на основе всего произвести конкретный вывод, но люди - субъекты, и нам присуще субъективное восприятие мира.

На основе этого выделяют еще один вид мышления - эмоциональное мышление. И красочнее всех его описал Рубинштейн: " Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль порой начинает регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью. Мысль следует принципу удовольствия вопреки принципу реальности. Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения."

Сами по себе эмоции не вредят мышлению, даже наоборот они мотивируют людей на поиск решений для конкретной задачи. Мышление требует от человека усилий, а наш мозг по природе свой достаточно ленив, и если человек не замотивирован, он не будет прикладывать усилий просто так.

Но в этом и состоит подвох. Чем сильнее эмоции, связанные с конкретной задачей, чем дольше решается данная задача, или же на пути решения появлялись неудачи, тем сильнее страдает мыслительный процесс человека.

Трата больших усилий, сопровождаемая сильным эмоциональным напряжением приводит к тому, что у человека перегорают "предохранители", и он уже не может рассуждать столь логично, как делал это ранее. К нему в голову могут закрадываться искаженные схемы размышлений, окрашенные ореолом предвзятости.

Ошибочная логическая цепочка приводит в ошибочным выводам, создавая в голове ошибочные схемы. И эта, пусть и сильно сжатая цепочка, является одной из насущных причин невротизации людей. Чем больше в голове человека, в его мышлении, - которое, к слову, определяет бытие, - появляется деструктивных, ошибочных схем, тем дальше человек становится от реальности.

-5

Границы настоящих его возможностей стираются, он уже не может адекватно оценивать свои силы и способности. Ему становятся присущи, например, излишняя скромность, тревожность, или наоборот слишком явное восхваление своих, зачастую, умственных данных (это может быть связано с нашей культурой).

И в этом случае, процесс, который, казалось бы, должен помогать нам познавать реальность и ориентировать в ней, начинает создавать свою собственную реальность, параллельно или поверх объективной. На основе данных случаев в когнитивной психологии даже существует целый раздел, именуемый когнитивными искажениями.

И если есть желание узнать о них побольше, или же о процессе возникновения и встраивания деструктивных когнитивных схем, оставляй комментарии, ставь палец вверх, чтобы твои действия вызывали у меня положительные эмоции и мотивировали рассказывать дальше)