Найти тему
Швеция в разрезе

"Комиссар Мартин Бек". О капитане Очевидность замолвим пару громких слов

Оглавление
Промо-постер к сериалу обещает нам суровый скандинавский детектив
Промо-постер к сериалу обещает нам суровый скандинавский детектив

В статье наличествуют спойлеры!!! Впрочем, как и во всех остальных...

Сериалу сто лет в обед, и я бы сказала, что он свою актуальность уже потерял. Но, если судить по тому, что нам периодически (а где-то и регулярно) показывают "Улицы разбитых фонарей", пожалуй, стоит поговорить и о "Беке".

Ху из ху

Начнем с главного героя.

Мартин Бек собственной персоной (кадр из фильма)
Мартин Бек собственной персоной (кадр из фильма)

Итак, Мартин Бек первых сезонов (а их там целых девять, что еще больше роднит шведского комиссара с нашими "Ментами" и иже с ними) - это уже лысеющий, триста лет тому назад разведенный швед. Он полицейский, который довольно скучно и очень неторопливо расследует со своей командой всякие убийства. В команде, как это водится, есть свой стукач, есть своя дама и есть свой бунтарь. Про стукача неинтересно, потому что он довольно быстро сливается, да и вся его роль сводится к тому, чтобы вовремя постучать в нужную дверь. После очевидного слива стукача заменяет тюфяк Оскар, который медленно делает все: ходит, бегает, достает оружие и наверняка думает тоже очень медленно. Дама-программист, зовут ее прекрасно - Лена, там для того, чтобы демонстрировать, насколько ж хреновенько жилось шведским женщинам-полицейским в шведской полиции 80-х - 90-х годов, когда их окружали сплошные шовинисты. Кстати, насколько я могу судить, не соврали, потому что старшее поколение шведов категорически отрицает возможность женского мозга воспринимать какую-либо информацию, помимо кулинарной и уборочной. Ну, огородной еще. И есть, разумеется, в команде Бека свой бунтарь - Гунвальд. Этот товарищ плюет на субординацию и прочую ерунду. И, по классике, считает, что правила созданы лишь для того, чтобы их нарушать. Естественно, самый-самый там. Наверное, реверанс в сторону женской аудитории, которая прям обожает, жить не может без вот такого вот Гунвальда.

С пистолетом - Гунвальд (видимо, постановочное фото со съемок сериала)
С пистолетом - Гунвальд (видимо, постановочное фото со съемок сериала)

Ну, там еще периодически сменяется главное руководство, которое иногда мелькает в кадре, иногда раздает именных пендалей, но на сюжет почти не влияет.

В принципе, середнячок такой по стартовому набору.

Ах, да. Есть еще у Бека сосед. Старичок, даже не любитель, а, скорей, профессионал выпить и потрындеть за жизнь. Одно без другого у него не ходит.

Таки поговорим за сюжет

Как обычно, в сериальный детектив упихано тетрисом вагон межличностных драм-трагедий: герои то находят себе партнеров, то их теряют (причём, иногда тех выносят из сюжета вперёд ногами) - в общем, тут всё стандартно. Но тут на зрителя выпрыгивает детективная составляющая. И вот о ней хотелось бы отдельно.

Вот они на протяжении всего сериала так - Гунвальд крутой, как не всякий Эльбрус, и рядом вечно такой ээээ Бек. (кадр из фильма)
Вот они на протяжении всего сериала так - Гунвальд крутой, как не всякий Эльбрус, и рядом вечно такой ээээ Бек. (кадр из фильма)

Вся проблема детективного сюжета укладывается в большинстве случаев в одно слово - "предсказуемость". Редко, в каком сериале можно найти такое количество эпизодов, вызывающих фейспалм. Чтобы не быть голословной, приведу пример. Высокое начальство звонит Беку с настоятельной просьбой немедленно приехать, да, прямо домой. Ну, ясный пень, что надо быстро собираться и ехать, потому что высокое начальство не имеет привычки (во всяком случае, до этого момента точно не имело) гонять подчиненных туда-сюда ради удовольствия, за пиццей, кофе или журнальчиками фривольного содержания. Но сюжет поворачивается к высокому начальству задним бампером. Именно в этот момент у соседа Бека случается экзистенциальный кризис, он сидит в коридоре на полу и считает себя конченным человеком. Разумеется, соседу надо помочь, а то он такой быстрый! Отвернёшься, а он уже бодрячком скачет с балкона, старый шалун! Для убедительности, фото соседа:

Сосед Бека (кадр из сериала)
Сосед Бека (кадр из сериала)

В общем, Бек ведет душеспасительную беседу с соседом, а в это время, что логично, высокое начальство без лишнего шума перемещают с этого света на тот.

Это лишь один из эпизодов, когда главные герои, которым прям вот по всем статьям положено быть адекватными и достаточно умными (ну, расследование убийств - это вам не баран чихнул, я считаю), внезапно тупеют на глазах. Причём, эпизод не самый из ряда вон выходящий.

Гунвальд, как всегда, крут (кадр из сериала)
Гунвальд, как всегда, крут (кадр из сериала)

Резюме: большинство нехороших вещей происходит в сериале исключительно из-за того, что герои начинают немилосердно тупить. Капитан Очевидность то поджидает на каждом углу, то выпрыгивает из кустов вместо роялей. Тратить на это время (9 сезонов, помним, да?) ради того, чтобы полюбоваться видами Стокгольма и окрестностей в 90-е? В принципе, можно, но для этого хватит и одного сезона, все девять смотреть вовсе не обязательно.