Найти тему

"Не лезь туда - упадешь": как родители программируют детей на неудачи

Мысли материальны - хоть многие в это и не верят, но подлинность данного утверждения уже доказали некоторые учёные. Я из тех, кто уверен, что с мыслями и словами нужно быть осторожным. Особенно, если это как-то затрагивает детей. Но на мой взгляд, и до фанатизма доводить не стоит.

Сейчас многие психологи и педагоги говорят о том, что негативные установки вредны для детей.

Часто произнося фразы вроде "Упадешь - будет больно", "Будешь плохо есть - попадешь в больницу", "Простудишься и заболеешь", "Не лезь туда - упадешь" и так далее, родитель как бы делает ребенку негативное внушение, программируя его на неудачу. Дети, которые еще очень восприимчивы и чувствительны ко всему, якобы "впитывают" эти установки, привыкают к ним и живут, исходя из них.

Отчасти я с этим согласна. Заранее концентрироваться на негативе, когда еще ничего не случилось - не самая лучшая позиция. Многие, особенно люди старшего поколения, этим грешат. Мне очень некомфортно, когда моему ребенку под руку говорят, что у него что-то не получится или он непременно упадет. Еще хуже - когда жующему малышу говорят "ой, подавишься". Как-будто действительно программируют на это.

Можно же все это сообщать детям в позитивном ключе. Например, "не торопись, прожуй хорошенько" или "будь осторожнее, здесь высоко". Вовсе необязательно сразу оглашать негативный приговор, при том нередко надуманный.

С другой же стороны, я прекрасно понимаю, что дети еще только знакомятся с этим миром и просто сказать "будь осторожнее" - недостаточно. Для ребенка это - пустой звук.

Поэтому советы психологов смягчать все, что родитель говорит, но при этом толком не объяснять, что произойдет, если ребенок ослушается, мне не близки. Детям важно объяснять причину, почему нужно поступить так, а не иначе и называть возможные последствия - например, если не будешь осторожен, то можешь упасть.

Да, я не специалист и не могу утверждать, что именно так правильно. Но конкретно для меня этот подход выглядит логичным, и я пользуюсь им. И на собственном опыте убедилась, что ребенок лучше понимает и прислушивается, если ему объяснить что и почему, а не просто обозначить "нельзя" или "делай так и точка".

Если сын бежит, не смотря под ноги, я говорю "пожалуйста, аккуратнее, смотри под ножки, здесь много камней, не упади". Если не хочет надевать шапку, то объясняю: "на улице холодно, все люди в шапках и ты надевай, чтобы не замерзнуть и не заболеть". Стараюсь всегда в таких случаях называть причину своей просьбы и возможное следствие ее невыполнения.

На мой взгляд, "негативить" и постоянно внушать ребенку, что вот сейчас упадешь, простудишься, подавишься - не нормально. Но и просто завернуть возможную опасность в красивую обертку, мол, все будет хорошо - не честно. Мир не такой конфетно-шоколадный, в нем есть опасности. Конечно каждому родителю хочется оберегать свое дитя, постараться максимально отложить его встречу с реальностью, но имеет смысл найти золотую середину, мягко и постепенно учить ребенка, что его может ожидать и как правильнее и безопаснее.

А как вы относитесь к негативным установкам?