Преподаватели Сириус.Курсов — о том, как правильно отдыхать и возвращаться к учёбе.
Многие знают народную мудрость: кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает.
Но как быть с теми, кто отдыхал не только хорошо, но и долго? Например, всё лето?
Отвечают преподаватели Сириус.Курсов. Читайте их советы о том, как плавно влиться в новый учебный год после длительных каникул.
Анастасия Ильинична Пучкова (автор и методист курсов по лингвистике)
Как школьнику вернуться в режим обучения без головной боли и стресса? Есть ли у вас советы, проверенные временем?
Важно не требовать от себя сразу слишком многого — так можно и перегореть. Но и не стоит слишком долго раскачиваться — нужна золотая середина.
Можно постепенно увеличивать активность. Начните с домашнего задания. Если всё сделали быстро — добавьте ещё одно дело: это может быть хобби, занятие в кружке или подготовка к олимпиаде. Затем ещё одно дело — и так, пока не кончится свободное время. И, конечно, не забывайте отдыхать и встречаться с друзьями.
Что лично вам помогает безболезненно приступить к работе после длительного отдыха?
Соблюдение простых правил. Я заранее планирую, сколько времени хочу работать не отвлекаясь. Пусть это будет полчаса. Дальше ставлю будильник и отключаю телефон от интернета. Когда не приходят уведомления, легче не терять концентрацию.
Ещё помогает привычка определять, сколько работы я хочу выполнить за день, — тогда растёт мотивация быстрее вычеркнуть все задачи из списка дел и пойти отдыхать. Но главное — не обманывать саму себя и делать всё качественно.
Александр Александрович Дергачев (методист курсов по физике)
Как школьнику вернуться в режим обучения без головной боли и стресса? Есть ли у вас советы, проверенные временем?
Если воспринимать учёбу как каторгу, то не поможет ничего. Говоря серьёзно, важно не выходить из режима обучения: оно должно быть непрерывным, но не на пределе возможностей.
Можно записаться на открытые курсы, читать художественную литературу, листать новые учебники. Важно уделять урокам хотя бы по часу в свободные дни: для младшей и средней школы — письмо и арифметика по полчаса, для старшей — чтение и решение математических или физических задач по пройденному материалу.
Максим Сергеевич Лиханов (автор и методист курсов по химии)
Как школьнику вернуться в режим обучения без головной боли и стресса? Есть ли у вас советы, проверенные временем?
Для плавного погружения в обучение я бы советовал искать баланс между школой и отдыхом, периодически менять род деятельности. Например, не только читать на досуге умные книги, но и ходить в поход или заниматься активным видом спорта. А ещё посещать музеи, выставки — ведь с каждым первым сентября мы становимся старше. Быть может, именно в этом году вы замрёте от восторга у картин Ван Гога или возьмёте в библиотеке книги о творчестве Моне.
Что лично вам помогает безболезненно приступить к работе после длительного отдыха?
Я всегда очень любил учиться и ждал первое сентября. Рад, что это чувство сохранилось, даже когда я стал преподавателем. Летом нагрузка уменьшается, и в начале учебного года есть ощущение, что взвалил на плечи тяжеленный мешок. Но потом я вижу, как заинтересованы ученики, как много у них энтузиазма, слышу их вопросы и быстро вхожу в ритм.
Иван Викторович Демидов (автор курса по физике)
Как школьнику вернуться в режим обучения без головной боли и стресса? Есть ли у вас советы, проверенные временем?
Ученикам должно быть интересно, тогда они сами откроют и прочтут книги, в том числе и вне школы.
В начале пятого класса учителя водили нас по кабинетам и рассказывали, что ждёт нас в учебной программе до конца школы. Врезалась в память презентация физики. Преподавательница провела несколько опытов с сильными электромагнитами: двери с металлическими ручками сами закрывались на достаточно большом расстоянии. Выглядело очень эффектно, и я с нетерпением ждал, когда мы будем проходить это на уроках. Было бы здорово, если бы к началу сентября каждый учитель придумал интересное вводное занятие, которое заинтересовало ученика в предмете.
Важно также обращаться к знакомой ученику системе ценностей. Например, мне в детстве нравилось аниме «Наруто», главный герой которого проходит путь ниндзя и преодолевает трудности. На уроках можно было бы провести аналогию в духе «путь физика и преодоление физических задач», ведь всем ясно, что физика — трудный предмет. Благодаря этому у учеников могла бы возникнуть дополнительная мотивация успешно пройти этот путь до конца.
Важна и личность преподавателя. Ему не обязательно быть гением или победителем международных олимпиад. Он должен быть харизматичным. Ну сами скажите: разве вы не проявили бы интерес к физике, если бы Александр Пушной из программы «Галилео» вёл в вашей школе практические занятия?
Что лично вам помогает безболезненно приступить к работе после длительного отдыха?
Ожидание общения с учениками. Мне нравится делиться знаниями по физике, видеть удивление в их глазах. Я стараюсь составлять учебную программу так, чтобы она была разнообразной и интересной, в том числе для меня самого.
Никита Александрович Богословский (автор курса по физике)
Как школьнику вернуться в режим обучения без головной боли и стресса? Есть ли у вас советы, проверенные временем?
Важно, чтобы обучение приносило удовольствие и было интересным. Тогда после длинных летних каникул ты будешь ждать встречи с друзьями и новых уроков.
Отдыхать тоже можно по-разному. Если на три месяца забыть про школу, то в сентябре будет сложно включиться в работу. Важно полностью не останавливаться. Существуют разные летние школы, где ученики, с одной стороны, прокачивают свой уровень, а с другой — проводят время в интересной компании.
Мне кажется, что важно отдыхать активно: не лежать все лето на диване, а путешествовать, играть в футбол, кататься на велосипеде. Когда я был студентом, то на 10 дней ушёл в лыжный поход. Хорошо помню, что после возвращения я очень быстро сдал все долги и сделал большое задание по одному из предметов. Когда активно отдыхаешь, происходит полная перезагрузка сознания, перестаёшь думать о текущих проблемах.
Ещё я бы советовал следить за режимом. Если все лето играть по ночам и спать до полудня, будет сложно резко перестроиться и приходить в школу к 9 часам.