Первый канал на прошлой неделе заверил повторный показ многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны». А на этой неделе убедительно доказал, что за пятьдесят прошедших лет качество телепродукта существенно снизилось. Старые фильмы настолько убедительны, что некоторые их сцены живут самостоятельной жизнью. Одна из них – встреча Штирлица с женой. Безмолвная и выразительная.
Здравствуйте!
Даже те, кто не является поклонником фильма, знают знаменитую сцену в кафе под названием «Элефант». Широко известно, что этого эпизода не было ни в книге Юлиана Семёнова, ни в сценарии.
За пятьдесят лет существования фильма он оброс мифами, легендами и анекдотами. И особое место в них занимает встреча Штирлица с женой. Всего несколько минут экранного времени – и долгий шлейф народной любви.
Штирлиц шёл в кафе «Элефант» на встречу с женой. Её уже в четвёртый раз везли через линию фронта и три границы, и каждый раз выяснялось, что это не его жена.
Как появилась в фильме эта сцена – большая загадка
Распространённая версия гласит, что эту сцену предложил Татьяне Лиозновой сам Вячеслав Тихонов. Его, как говорят, консультировал профессиональный разведчик Конон Молодый. Именно он, провалившийся нелегал, по слухам, рассказал артисту о такой практике – встрече с жёнами.
Что интересно: ни у кого эта версия не вызвала вопросов. Хотя известно, что после возвращения Молодый жил замкнуто и ушёл из жизни в 1970 году, задолго по премьеры «17 мгновений».
Один раз в году Центр разрешал Штирлицу свидание с женой. Правда, ненадолго. И с чужой. Но выбора не было.
Но в книге Юлиана Семёнова нет даже упоминания об «Элефанте». Кабачок Готлиба, бар «Мехико» есть, а «Элефанта» нет. Откуда взялось название – очередная загадка.
Ещё одна загадка связана с местом съёмок знаменитой сцены. Сведения об этом противоречивы и многочисленны.
Действие фильма происходит весной 1945 года, когда Берлин подвергается атакам воздушных войск. Единственные места, где сохранялась уютная атмосфера: небольшие кафе в подвальчиках. Контингент посетителей здесь постоянный, это ясно и из фильма: Габи стучит на машинке, а Штирлицу наливают привычную порцию.
Но киношное кафе создавали в реальном мире. А где на карте то место – версий множество.
Скорее всего, сцену снимали в кинопавильоне на студии. Но эта версия не нравится никому.
Зато возникло множество других.
Одна из них: «Элефант» находится в Риге на Домской площади.
А ещё одна, очень популярная: настоящий «Элефант» расположен в Чехии, в Карловых Варах.
Безо всяких оговорок местные жители заявляют: именно здесь снимали знаменитую сцену знаменитого фильма.
Через пять столиков от Штирлица сидела его жена и безмолвно глядела на мужа грустными, томными глазами. Штирлиц же хлестал стакан за стаканом, корчил супруге рожи и игриво щипал официанток. За столько лет совместной жизни он впервые мог почувствовать себя свободно
Предприимчивые чехи вообще выжимают копеечку из любых мало-мальски знаковых культурных фигур. Предлагают туристом Крота (помните этот мультик?), Швейка – но эти персонажи хотя бы имеют чешское происхождение.
А вот Штирлица Карловы Вары приватизировали безо всяких оснований.
Просто сказали: Кто тут, к примеру, в «Элефанты» крайний? Никого? Ну, значит, мы первые будем!
И приглашают гостей в кафе. И угощают фирменными элефантскими пирожными. Рассказывая, что именно такие с удовольствием едала вся съёмочная группа.
Некоторые карловарские экскурсоводы заходят ещё дальше. Показывая туристам это кафе, утверждают, что именно здесь настоящий, подлинный Штирлиц встречался со своей настоящей женой. Да, да. Это вовсе не киношная история, а самая что ни на есть настоящая. Киношный Штирлиц сидел где-то в Берлине, а настоящий – вот здесь, в Карловых Варах.
Многие верят
Штирлиц шел по улице. Несмотря на праздничный день, улица была пуста. «Похоже, "Семнадцать мгновений весны" показывают», - подумал Штирлиц.