А вот эта информация, я полагаю, будет интересна и полезна для многих. Поэтому постараюсь по порядку изложить все, что нам удалось накопать на текущий момент.
Минтранс принял решение о значительном усложнении процесса оформления диагностических карт для автомобилистов, которые хотят получить их "серыми" способами, обходя фактическое посещение пунктов техосмотра. Ведомство опубликовало проект приказа, направленного на резкое сокращение количества пунктов техосмотра, которые могут выдавать удаленные диагностические карты, созданные с помощью фотошопа и загруженные в базу ЕАИС ТО. Этот документ, если будет принят, вступит в силу с 1 марта 2024 года, и эксперты считают, что изменения будут одобрены в Госдуме. Давайте разберемся, какие изменения ожидают водителей и какие неисправности могут помешать прохождению техосмотра.
Как пункты техосмотра умудряются выдавать сотни диагностических карт в день.
Как сообщили в Министерстве транспорта, некоторые недобросовестные пункты технического осмотра находят способы обхода системы, позволяющие им каждый день выдавать практически неограниченное количество диагностических карт. Они делают это путем значительного завышения числа экспертов, осуществляющих технический осмотр и вносящих данные в базу.По данным, представленным в пояснительной записке к приказу Министерства транспорта, такие манипуляции позволяют пунктам технического осмотра заявлять о завышенной пропускной способности и преувеличивать число технических экспертов, работающих одновременно на диагностической линии. Однако физически невозможно разместить всех этих экспертов на пункте технического осмотра.
Еще одним ярким примером увеличения нормативов пропускной способности, как утверждается в официальной документации, стало увеличение времени, выделенного на выполнение определенного этапа производственного процесса, а также увеличение количества таких этапов в рамках одной рабочей смены. Это привело к тому, что совокупное рабочее время, затраченное работниками на данные операции, заметно превысило предельные нормы, установленные соответствующими трудовыми нормативами, даже при учете допустимой переработки.
В конечном итоге, согласно заявлению Союза операторов техосмотра Максима Бурдюгова, вместо ожидаемых 35-40 карт, мелкие пункты техосмотра на самом деле способны оформить до 200 карт ежедневно.По информации из Министерства транспорта, существующие практики используются нечестными пунктами техосмотра, с целью добиться максимальной прибыли за счет оформления большого количества карт без проведения реальных технических осмотров.
Как пояснили в пресс-службе Минтранса, предложенные изменения направлены на учет реальных особенностей пунктов технического осмотра и соблюдение требований трудового законодательства. Они предусматривают возможность размещения диагностических постов и работающих на них технических экспертов соответственно их потребностям и специфике работы. Это даст возможность более эффективно осуществлять диагностику и обслуживание автомобилей, а также обеспечит соблюдение прав работников в соответствии с трудовым законодательством.
Почему теперь оформлять карты удаленно не получится
В целях устранения первой проблемы, предполагается осуществить связь количества технических экспертов, работающих одновременно на диагностической линии, с числом диагностических постов. Таким образом, будет создана более сбалансированная и эффективная система работы.Что касается второй проблемы, связанной с длительностью рабочего времени одного технического эксперта, будет использована новая формула. Данная формула устанавливает максимальное количество рабочих часов, которые может отработать один технический эксперт за смену, а также определяет число смен в сутки для каждой диагностической линии в пункте. Такое ограничение позволит поддерживать оптимальную производительность работы без превышения расчетного количества рабочих часов.
Другими словами, если у конкретного пункта техосмотра имеется лишь один пост для прохождения технического осмотра, то там имеет право там работать только один специалист. К тому же, этот эксперт не может превысить установленное время одной смены. По словам представителей Союза пунктов техосмотра, за один день диагност можно оформить примерно 16 диагностических карт. Следовательно, на проведение осмотра транспортного средства уходит примерно полчаса, а рабочий день охватывает 9 часов. Такое решение имеет свою логику: ограничив возможность так называемых "серых" автосервисов выдавать фальшивые карты с помощью фотошопа, создание и содержание такого предприятия становится невыгодным. Таким образом, водителям будет необходимо пройти реальную и тщательную проверку, чтобы получить диагностическую карту.Принятие таких изменений, по мнению экспертов, должно способствовать сокращению количества дорожно-транспортных происшествий, вызванных неисправностями автомобилей, и повысить общий уровень безопасности автомобильных перевозок.
Кому сейчас нужен техосмотр
Получение диагностической карты требуется:- При постановке автотранспортного средства на государственный учет, если оно было изготовлено четыре года или более назад, включая год его производства;- При регистрационных действиях, связанных со сменой владельца автотранспортного средства, если оно было изготовлено четыре года или более назад, включая год его производства;- При регистрационных действиях, связанных с изменением конструкции или заменой основного компонента автотранспортного средства;- Для машин, принадлежащих юридическим лицам (такси, автобусы и грузовики);- Также диагностическая карта необходима при выезде за границу на автомобиле;- Каждый год для всех автомобилей, используемых для обучения вождению, а также служебных транспортных средств, оборудованных световыми и звуковыми сигналами;- Для автобусов, легковых такси, грузовиков и других автотранспортных средств, предназначенных для перевозки восеми пассажиров и более. Подобные транспортные средства должны проходить осмотр один или два раза в год.
Как в ГИБДД будут проверять карту техосмотра
Ранее, в Управлении ГИБДД по Москве, уже объясняли, что инспекторы имеют полное право проверить, является ли диагностическая карта, предоставленная при перерегистрации на нового собственника, действительной. В случае возникновения сомнений у инспектора о подлинности документа, водителю не откажут в услуге по перерегистрации на месте, однако в ГИБДД будет проведена проверка работы оператора, проводившего технический осмотр, согласно статье 14.4.1. КоАП РФ "Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств".
Если проверка подтвердит сомнения, диагностическая карта будет аннулирована, и автомобиль будет снят с регистрации, а его эксплуатация будет запрещена. В следующий раз водителю придется обращаться к услугам эвакуатора, чтобы поехать на технический осмотр и регистрацию в ГИБДД. Первое нарушение будет наказано штрафом в размере 500-800 рублей, но в последующих случаях может привести к лишению прав на 1-3 месяца.
«После принятия решения о привлечении оператора технического осмотра к административной ответственности по ст. 14.4.1 КоАП РФ диагностическая карта аннулируется. Соответственно, государственный учет транспортного средства, постановка которого осуществлена на основании диагностической карты, признанной впоследствии недействительной, прекращается», — поясняли в ГИБДД.
Сколько стоит пройти техосмотр официально
Согласно принятой методике ФАС, стоимость техосмотра легковых автомобилей не может быть менее 913 рублей. Регионам предоставляется возможность установить свою ставку, исходя из уровня инфляции и других факторов. Тем не менее, большинство регионов предпочли установить минимальную ставку. Операторы признаются, что они зарабатывают больше указанной суммы благодаря предоставлению дополнительных услуг, таких как доступ к залам повышенной комфортности, где водители могут отдохнуть и выпить кофе во время проведения техосмотра.
С какими нарушениями вы не сможете пройти техосмотр
Как сообщают операторы пунктов техосмотра - помимо таких очевидных причин для отказа в оформлении диагностической карты, как неисправные тормоза, незаконный тюнинг или неработающие фары, автомовладельцу откажут в выдаче диагностической карты и за более мелкие неисправности. Например:
на колесах вместо золотников установлены заглушки, пробки и другие приспособления;
ремни безопасности надорваны, или замок не фиксирует «язычок» или не отстегивает его после нажатия на кнопку;
лямка любого из ремней не вытягивается или не втягивается в катушку;
крышки топливных баков не закрываются;
не работает звуковой сигнал;
на стекла нанесена зеркальная пленка.