Наткнувшись в сети на сочинение Карлхайнца Штокхаузена "Звездная формула" (Sternenformel), датированное 2013 годом, я сильно удивилась. Маэстро, считавший себя пришельцем с Сириуса, умер в 2007 году. Неужто в архиве нашли что-то неопубликованное? Очень странно. На Штокхаузена совсем не похоже. Невзирая на свои эзотерические идеи и мессианские устремления, человеком он был весьма практичным, в стол ничего не писал.
Откуда "дровишки"?
1. Мистика: явление Карлхайнца адепту
За ником "Штокхаузен", как выяснилось, скрывался вполне живой и активный немецкий композитор Франк Роткамм (Frank Rothkamm, р. в 1965). С 1982 года он активной занимается электронной музыкой и считается одним из интереснейших и изобретательнейших экспериментаторов в этой области.
Возникновение "Звездной формулы" (или "Звездных формул", поскольку их четыре), Роткамм описывал так:
"Мне приснился сон. Ночью 26 февраля 2013 года покойный композитор Карлхайнц Штокхаузен посетил мою студию, чтобы узнать, смогу ли я осуществить одно из его произведений.
Он несколько недоверчиво осмотрел комнату.
"Что же, Франк, - спросил он, покачав головой, - Как тебе удалось оплатить всё это?".
Я гордо ответил: "Вообще-то я давно работаю старшим системным аналитиком Нью-Йоркского филармонического оркестра".
Он сел, и мы начали работать. Я изучил все его диаграммы, но подумал, что не слышу ни звука, и пришел в замешательство. Он снова кивнул, и я понял, что могу увидеть звук в диаграммах синэстетическим способом. Проснувшись, я обнаружил перед собой белый лист бумаги".
(перевод мой, оригинал тут).
Ну да, мистические сны иногда снятся всем. Прокофьеву, например, в Америке снился покойный Римский-Корсаков, который его вдруг по-отечески... поцеловал (в жизни у них отношения были весьма отстраненными). Но Сергей Сергеевич не написал после этого оперу "Земля и Небо", поставив на обложку имя Николая Андреевича (а такой замысел у Римского-Корсакова существовал, эскизы остались). Прокофьев зафиксировал сон в своем дневнике - и продолжил сочинять уже не помню, что. Свое собственное. Ибо помнил, как в детстве матушка подняла его на смех, когда он принес ей нотный листок со своими каракулями: "Мама, я сочинил Рапсодию Листа!".
А Франк Роткамм решил-таки сочинить "Звездную формулу" покойного Карлхайнца Штокхаузена.
2. Музыка
Победителей не судят. Музыка получилась красивая и интересная - если, конечно, питать пристрастие к современной авангардной электронике.
Только, пожалуйста, не ищите здесь привычных мелодий (их нет), регулярных ритмов, красивых аккордов (помилуйте, какие аккорды в космосе?). Расслабьтесь и медитируйте, воображая себе неизведанные галактики. Можно даже включить параллельно видео с путешествием через космическое пространство.
Поскольку запись, сделанная в 2015 году, выложена в сеть самим автором (это всё-таки Роткамм, а не Штокхаузен), то можно спокойно дать ссылку.
3. Космос в музыке Штокхаузена и Роткамма
Ничто, конечно, не случайно. Кому попало Штокхаузен во сне являться не будет. Зерно упало на хорошо подготовленную почву.
Роткамм, конечно, уже был знаком с творчеством мэтра, в том числе с его поздними произведениями.
Последний опус Штокхаузена - электронное сочинение "Космические биения" (Cosmic Pulses), созданное в 2006 году. Может быть, как-нибудь напишу о нем отдельно. В данном случае важно, что "диаграммы", упомянутые в сне Роткамма, это примерно то, как записывались "Космические биения" (на обычную партитуру запись не похожа).
Конечно, тут подразумевались и пространственные эффекты, недостижимые при обычном домашнем прослушивании записи. Ведь слово Space в английском языке означает и "пространство", и "космос". Космическая музыка по определению должна учитывать и разные измерения пространства. Не только "громко - тихо", "быстро - медленно", но и "далеко - близко - параллельно - спиралевидно", и так далее.
Роткамму эта идея тоже очень близка, и он осуществил ее в еще одном любопытном опусе - "stockhausenmozartkubrik" (2013). Да, так и называется, в одно слово и всё с маленькой буквы: "штокхаузенмоцарткубрик".
Фильм Стенли Кубрика "2001: Космическая одиссея", замедленный в три раза, переозвучен композицией, в которой музыка Штокхаузена в обработке Роткамма периодически наслаивается на вариации Моцарта на рождественскую песню. И всё это - симультанно, как и процессы, происходящие в нашей Вселенной.
4. Коммерция?
А почему бы и нет? В большом мире востребовано всякое искусство. Даже если артист создает нечто заумное, не вполне понятное (или вовсе непонятное) ширнармассам, у него всё равно есть шанс найти свою нишу и оказаться, в итоге, популярным и успешным.
Франк Роткамм, судя по его сайту, всего этого добился. У него множество интересных проектов, которыми он щедро делится (альбомы можно послушать и скачать!). Поэтому "Звездные формулы" - это не эксплуатация имени мировой знаменитости, Карлхайнца Штокхаузена, в личных целях. Скорее, творческое продолжение идей "человека с Сириуса".
--
В нашей стране ниша "неформата" как в музыке, так и в литературе, крайне узка и продолжает сужаться.
Вся надежда на "сарафанное радио" и внимание неравнодушных читателей.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".