Найти тему

Почему экономика недополучила 1,6 трлн денег из бюджета за полугодие и как это объясняет Минфин?

Оглавление

Удивительные вещи происходят с деньгами государственной казны, предназначенными для выполнения государственных контрактов.

По разъяснениям Министерства финансов РФ выходит, что 1,6 трлн бюджетных средств не дошли до исполнителей госзаказов в первом полугодии по причине их зависания на казначейских счетах.

Почему зависло финансирование?

Что же происходит и почему такое крупное авансирование бюджетных средств на выполнение госконтрактов несмотря на сметы и планы «осели» на казначейских счетах?

Минфин напоминает, что расходование зарезервированных бюджетных средств авансовых субсидий происходит планомерно в течении всего финансового года в соответствии со сметами и планами. Так что уверяют, что компании успеют их использовать и вполне нормально, что пока они находятся на казначейских счетах и не дают роста инфляции. Но и при этом часто деньги не лежат впустую, а перераспределяются «между счетами расширенного бюджета в Банке России», как следует из июльского доклада ЦБ.

Причиной всего этого процесса стало мартовское постановление правительства о повышении планки авансирования госконтрактов в текущем году до 50%. от общей стоимости договора.

Такое правило распространяется на госконтракты, которые финансируются из госбюджета и сопровождаются казначейством. А строительство объектов по таким условиям в новых регионах вообще может быть профинансировано до 90% авансированием до конца текущего года.

Казначейский контроль

При этом в допандемийный период аналогичными порядками допускалось авансирование до 30% о суммы объема контракта. С 2022 года, авансирование госконтрактов до 50% было освобождено от контроля Федерального казначейства.

По сути, казначейское сопровождение представляет собой контроль использования бюджетных средств при выполнении обязательств поставщиком по госконтракту. Для этого предполагается открытие специализированных казначейских счетов с предоставлением определенных документов подтверждения целевого расходования выделенных средств государственных субсидий и инвестиций.

А в 2023 году принято существенное послабление в этом механизме контроля и было разрешено напрямую перечислять деньги поставщикам на их расчётные счета.

По мнению Центробанка, то, что 1,6 трлн рублей не дошли до экономики и не были использованы под будущие расходы «это нормальна практика».

А что в итоге?

По итогам 1-го полугодия 2023 года расходы госбюджета на госзакупки по контрактам составили 3,6 трлн рублей, притом, что на год предусмотрено 4,9 трлн, что больше прошлогоднего на 1,1 трлн рублей.

А в целом доходы в казну на конец первого полугодия текущего года составили 12,4 трлн рублей, а расходы – 14,9 трлн руб. Всего дефицит средств по полугодию составил 2,6 трлн рублей.

По плану на год предполагается дефицит средств на уровне 2% ВВП или 2,9 трлн руб.

Вот и выходит, что из-за значительного авансирования обязательств в 1 полугодии так существенно выглядит расход средств за первое полугодие. Фактически они находятся на казначейских счетах и это гарантия, что будут использованы строго по целевому назначению. А кроме того, тем что они пока не используются, то и эти суммы не влияют на динамику инфляции.

Кроме того, не использованные деньги положительно влияя на сдерживание инфляции, в то же время и не стимулируют рост ВВП.

Автор публикации
Юрист
Тарабукина И. И.
https://www.9111.ru/questions/7777777772799387/