Дорогие мои читатели, решила я вновь обратиться к истории советской музыки. Ибо я музыку я очень люблю. А советскую тем паче. Это наш генетический код, так сказать.
У себя на канале я уже размещала целый ряд статьей, посвященных музыке СССР, певцам и песням из фильмов. В конце статьи вы найдете выборочный список таких статей.
В этой публикации предлагаю вместе вспомнить один очень интересный факт из истории Советской музыки, равного которому не было и нет в музыкальном мире.
Выход этой грампластинки сравнивали с революцией в музыкальном мире. А "Российская газета" в публикации к 40-летию выхода пластинки назвала её «настоящей бомбой, отзвуки разрыва от которой слышны до сих пор».
Речь идет о пластинке Давида Тухманова "По волне моей памяти"
Первый выпуск винилового альбома вышел в 1976 году. Очевидцы этого события рассказывали, что тиражи порой просто не доходили до магазинов и оседали на черном рынке, где цена пластинки доходила до 80 руб. И люди покупали. Потому как раньше никто и никогда не создавал таких песен.
В магазинах пластинки почти по 3 руб тоже не залеживались. Счастливцы, которым удалось купить альбом, спешили домой, чтобы насладиться песнями Давида Тухманова. Пластинку крутили день и ночь. А те, кому не удалось купить, просили соседей сделать погромче или повторить песню.
Так в чём же заключались бешеный успех и революционность песен Давида Тухманова, вошедших в грампластинку?
До композитора никто не писал и тем более не создавал альбом из вокальных произведений на стихи поэтов от средневековья до наших дней.
Для текстов песен были взяты стихи Бодлера, Шелли, Сафо, Волошина, Гете и других поэтов, чьи произведения не отличаются простотой. Для Тухманова это был просто эксперимент. Он хотел соединить высокую поэзию , классическую музыку и современные мотивы с использованием новейших на тот момент инструментов. Свой проект онт так и называл: арт-рок. И был уверен. что такая музыка не будет иметь успеха у массового слушателя.
И ошибся!
Успех был ошеломительный, просто космический!
Подбирать материал для песен Тухманову помогала его жена Татьяна Сашко. Она была поэтессой и прекрасно разбиралась в поэзии. Татьяна тщательно и с большим вкусом определила текстовый репертуар. и таким образом тоже внесла вклад в успех проекта.
Музыканты и исполнители песен альбома
Эта история очень интересна. Между прочим, эти песни мог петь Валерий Ободзинский. Но к тому времени Давид Тухманов, как Дербенёв, разорвали отношения с певцом и не простили ему одного предательства. Дело в том, что ранее Ободзинский принял предложение композитора Никиты Богословского (он был не очень хорошим человеком и портил жизнь многих) о совместной работе: записать его песни с условием разорвать творческие отношения с Тухмановым и Дербенёвым. Тот согласился и записал.
А когда стало понятным, что эти песни не получили популярности, Ободзинский снова метнулся к своему товарищу по творчеству. Но Тухманов его не принял и больше никогда не написал для него ни одной песни.
Когда песни были готовы Тухманов начал искать исполнителей. Он решил не останавливаться на певцах, которые пели в то время на эстраде. Ему не нужны были исполнители с классически поставленными голосами. Он искал нечто новое. Искал по ресторанам, кабакам и чуть ли не дворам. И не прогадал.
…Я искал людей современных, молодых, увлечённых музыкой. Работал устный телеграф, мы узнавали, что есть такой музыкант, такой певец, вот ребята из Риги, вот из Москвы… Люди играли в ансамблях при ДК, в ресторанах и с радостью хватались за возможность участвовать в проекте, сделать записи. Может, они были не слишком опытны, но внутренне готовы, чтобы это исполнять
Так, благодаря этому проекту мега-популярными стали певцы, которые только начинали свой путь.
В записи альбома приняли участие
Сергей Беликов,
Мехрдад Бади,
Владислав Андриянов,
Людмила Барыкина,
Игорь Иванов,
Александр Барыкин
Александр Лерман
Все они уже были солистами разных ансамблей. Композитор идеально подобрал для каждой своей песни исполнителя. Так, что, эта новаторская музыка для тех лет слушается и сейчас с большим интересом.
Сам Давид Тухманов впоследствии утверждал, что в то время счастливо сложилось множество обстоятельств, послужившим созданию такой музыки, которая быстро завоевала популярность. Больше такого не повторилось - говорил он.
ПЕСНИ АЛЬБОМА
Каждая песня - пример новаторского творчества. Текст звучит на фоне экспериментальной мелодии, в которой слышны и рок, и классика и электронная музыка. Каждая песня не похожа на другие. Даже средневековые стихи звучат свежо и современно.
ПЕРВАЯ СТОРОНА
1.«Я мысленно вхожу в ваш кабинет»Максимилиан Волошин, 1877—1932,
адресовано Рашель ХинМехрдад Бади
2.«Из Сафо»Сапфо, VII век до н. э., перевод В. Вересаева -Наталия Капустина в сопровождении вокальной группы «Весна» вокально-инструментального оркестра «Современник»
3.«Из вагантов» ваганты, перевод Льва Гинзбурга Игорь Иванов в сопровождении вокальной группы ансамбля «Надежда»
4.«Приглашение к путешествию»Шарль Бодлер, 1821—1867, перевод Ирины Озеровой Александр Барыкин
5.«Доброй ночи» ([19])Перси Биши Шелли, 1792—1822Мехрдад Бади
ВТОРАЯ СТОРОНА
1.«По волне моей памяти»Николас Гильен, 1902—1989, перевод Инны Тыняновой Владислав Андрианов
2.«Сентиментальная прогулка»Поль Верлен, 1844—1896, перевод Ариадны Эфрон Сергей Беликов
3.«Сердце моё, сердце»Иоганн Вольфганг Гёте, 1749—1832,
перевод Вильгельма Левика Александр Лерман и вокальная группа "Добры молодцы"
4.«Смятение»Анна Ахматова, 1889—1966 Людмила Барыкина
5.«Посвящение в альбом»Адам Мицкевич, 1798—1854, перевод Семёна Кирсанова вокально-инструментальный оркестр «Современник»
Самой популярной песней альбома стала "Из вагантов" в исполнении Иванова. Весёлую песню пели везде: на танцах, в компаниях,во дворах. Певец вспоминал, что эта песня стала очень популярной и за рубежом.
Она там производила ошеломляющее впечатление,потому что разбивала стереотип: советские артисты только хороводы водят и "Калинку" поют.
А мн лично очень нравится песня "Доброй ночи" в исполнении Мехрдада Бали на стихи Перси Биши Шелли. Это такая рок-классика на все времена!
ОБЛОЖКА АЛЬБОМА
Обложка для пластинки тоже по тем временам была совершенно новаторской И хотя худсовет "порезал" первоначальный макет, то, что получилось было необычным для тех времен. На фоне традиционного оформления пластинок эта обложка выглядела новаторским шедевром. Автор обложки - художник и музыкант Александр Шварц.
Послушать музыкальные шедевры можно здесь
Спасибо вам, дорогие читатели, что вспомнили вместе со мной замечательные песни Давида Тухманова! Жду ваших комментариев