— Послезавтра День знаний. Светлана Владимировна, расскажите, пожалуйста, о том, как готовились к нему учреждения образования Омского района: какие работы были проведены, были ли проблемы при подготовке учреждений, удалось ли их решить?
— При подготовке к новому учебному году самое пристальное внимание мы уделили выполнению работ, от которых зависит функционирование учреждений, и прежде всего это ремонт кровли. Мы же понимаем, что износ зданий довольно приличный, и их состояние из года в год не улучшается. Наши школы требуют основательного подхода. И для себя я определила однозначно: в первую очередь это ремонт кровель и окон. Всё остальное внутри можно сделать силами самого учреждения. А вот то, что требует больших вложений и финансово непосильно для школ, это уже наша мера ответственности. В этом году, например, будут отремонтированы пять кровель.
В целом же на подготовку организаций к новому учебному году будет направлено почти 19 миллионов рублей, из них большая часть — это средства консолидированного бюджета.
Также мы надеемся на то, что примем участие в новой областной программе по ремонту кровель и окон, которую недавно озвучили региональные власти. У нас на балансе более 90 объектов — очень большое хозяйство. Но, как я сказала ранее, мы очень многое делаем своими силами за счёт бюджета Омского района.
— Сколько ребятишек в этом году начнут ходить в детсад? Сколько детей пойдут в первый класс? Какова статистика: становится ли их больше с каждым годом? Откроются ли новые классы, группы в учреждениях образования? Если да, то где, в каких учреждениях образования это произойдёт?
— В Омском районе работают 34 детсада, также есть дошкольные группы полного дня и на базе трёх школ. Дошкольные учреждения планируют посещать 4698 детей. Каждый год — это число незначительно уменьшается, но все детсады работают.
Ежегодно при подготовке комплектования на новый учебный год проводится анализ имеющейся сети дошкольных организаций и наполняемости групповых ячеек. По результатам проведённого анализа Администрация Омского района принимает решение по оптимизации муниципальной сети ДОУ (реорганизация, реконструкция, строительство).
Что же касается первоклассников, то с 1 сентября за парты сядут 1266 детей. По сравнению с прошлым учебным годом их число уменьшилось на 150 первоклассников (2022/2023 учебный год — 1407), и ожидается, что такая тенденция сохранится и в последующие годы. Но такая ситуация характерна не только для нашего района, но и для всей области — наблюдается небольшой демографический спад.
— Затрону проблемный вопрос для всей системы образования: есть ли сегодня потребность в педагогических кадрах в учреждениях образования? Если есть, то какова она и как решается эта проблема? Возможно, действует система поддержки молодых специалистов? Или есть система профориентации в школах? Сколько молодых педагогов работает сегодня в системе образования Омского района?
— Этот момент на постоянном контроле. Полностью укомплектованы 23 общеобразовательных учреждения, а это 61 процент от их общего числа. В девяти учреждениях не хватает по два педагога, в десяти — по одному. Нам нужны учителя иностранных языков (английский), математики, начальных классов. Есть и потребность в учителях физики, химии и истории.
Понятно, что мы работаем с нашими вузами по решению кадрового вопроса, привлекаем к работе студентов, которые потом могут остаться работать в наших учреждениях образования.
За два последних года мы улучшили ситуацию по привлечению молодых специалистов в Омский район. В частности, это удалось сделать за счёт предоставления муниципального жилья. Если педагог работает на протяжении десяти лет, то такое жильё остаётся потом за ним. Для молодых педагогов очень важно жильё, и здесь очень многое зависит от главы района, от того, как район готов решать этот вопрос, и наш глава Геннадий Геннадьевич Долматов всегда уделяет ему очень пристальное внимание.
За последние три года жилой фонд пополнился десятью квартирами. А на сегодня в учреждениях образования района работают более 50 молодых педагогов. С 1 сентября к работе приступят ещё 16. За каждым молодым специалистом закрепляется наставник, а также действуют меры финансового стимулирования как на уровне муниципалитета, так и на региональном уровне. Например, из муниципального бюджета выплачивается единовременно 15 тысяч рублей.
— А есть ли целевики?
— Комитет по образованию заключает договора о целевом обучении с выпускниками школ муниципалитета. Целевикам выплачивается ежемесячная стипендия в размере 1000 рублей. И теперь в рамках соглашения с ними мы закрепляем ответственность — отработать в Омском районе три года, например, до 2020 года такой обязанности у них не было. Не хотят работать, значит, должны будут вернуть средства в бюджет.
Кроме того, мы стараемся выращивать и собственных педагогов в профильных психолого-педагогических классах, обучение в которых поможет ученику понять — сможет он стать педагогом или нет. Таких классов уже четыре — на базе Морозовской, Калининской, Ачаирской и Первомайской школ. Планируется открытие ещё одного класса.
— Как вы принимаете решение о том, где будет открыт такой класс, и откуда брать тех же целевиков?
— Самое главное — это климат в школе. Есть школы, где у нас по пять целевиков. А есть учреждения, где проблемы с кадрами. Они не пронизаны духом детства, позитивного, доброго, светлого. Это очень важно — когда педагоги приходят на работу с улыбкой, любят её, а ученики, в свою очередь, на таких примерах учатся уважать труд учителя, вдохновляются им. Именно в таких учреждениях мы и делали педагогические классы.
— Мы плавно подходим к тому, чтобы поговорить, как на территории Омского района проходит Год педагога и наставника.
— Понятно, что в рамках Года педагога и наставника в течение всего периода проходят разнообразные мероприятия и, конечно же, конкурсы профессионального мастерства. Также в рамках Года педагога и наставника открыта электронная Доска почёта работников образования Омского муниципального района. На электронную Доску почёта в 2023 году занесены 42 педагога! Это учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели детских садов и педагоги дополнительного образования, которые показали высокое мастерство в профессиональной деятельности.
— Давайте поговорим о дополнительном образовании. Что сегодня представляет из себя эта сфера: сколько детей занимаются в кружках, учреждениях доп-образования? Сколько педагогов там работает, достаточно ли этих кадров?
— Согласно национальному проекту «Образование», не менее 85,67 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет должны посещать кружки допобразования. В Омском районе есть опорный центр дополнительного образования, который курирует эту деятельность, и два учреждения допобразования — «Ровесник» и спортивная школа. В учреждениях дополнительного образования работают 54 основных педагога допобразования. В кружках и секциях занимаются 11 869 детей в возрасте от 5 до 17 лет, что составляет 87,99 процента от общего количества детей.
— Какие мероприятия ещё реализуются на территории района в рамках национального проекта «Образование»?
— В рамках реализации проекта «Цифровая образовательная среда» в 28 общеобразовательных учреждениях обновлено компьютерное, мультимедийное и демонстрационное оборудование, данной техникой оборудовано 346 учебных кабинетов.
В рамках реализации проекта «Современная школа» создано 13 центров образования «Точка роста». И 1 сентября откроются ещё пять подобных центров — в Андреевской, Надеждинской, Ульяновской, Чернолученской и Магистральной школах.
Благодаря реализации проекта «Успех каждого ребёнка» в Сибирской школе № 1 проведён капитальный ремонт спортивного зала, а также продолжается капремонт спортивного зала в Новоомской школе.
— Расскажите, какие новые учреждения образования были построены на территории Омского района за последние пять лет? Какие учреждения есть в планах по строительству?
— В августе этого года состоялось открытие детсада на 140 мест в посёлке Иртышском. Дополнительно были открыты пять «ясельных» групп на 125 мест в трёх сельских поселениях (Омское, Морозовское, Троицкое). В прошлом году из региональной казны в собственность района было передано здание бывшей адаптивной школы в селе Троицком, на её базе был создан Яснополянский детсад. Кроме того, в Троицком началось строительство школы на 1122 места — открытие запланировано на 2024 год.
74 учреждения образования находятся на территории Омского района
Из них:
- 31 средняя общеобразовательная школа
- 6 основных общеобразовательных школ
- 34 детсада
- 2 учреждения дополнительного образования
- 1 центр образования
12 581 учащийся обучался в общеобразовательных учреждениях Омского муниципального района по данным на конец прошлого учебного года