Сотрудники организовывающих перевозку транспортно–логистических компаний и водители автоцистерн обязаны знать вредные свойства нефти и нефтепродуктов.
При участии в перевозочном процессе продукты переработки углеводородов имеют наименования, соответствующие их применению, а не химическому составу или способу получения. Поэтому используются следующие названия:
- топливо дизельное;
- бензин моторный, авиационный;
- гудрон.
Данные грузы относятся к 3 или 9 классу опасности. Нефть и продукты ее перегонки представляют опасность для окружающей среды по следующим причинам:
- хорошо горят;
- способны образовать в емкости взрывоопасную смесь с воздухом;
- выделяют токсичный для человека газ.
При аварийных ситуациях, поломках и других происшествиях на дороге возможна утечка жидкости из цистерны, что приводит к пожару, взрыву, отравлению человека парами.
Вязкий нефтяной остаток для ремонта дорог — гудрон — перевозят в разогретом состоянии. При случайном контакте имеется риск получить серьезные ожоги.
Опасность воспламенения
Существуют следующие риски при перевозке легковоспламеняющихся жидкостей:
- пары способны загореться от случайной искры, пламени или перегретой поверхности, что приводит к взрыву;
- при нагреве емкости от жары или пожара взрывоопасные пары вырываются из цистерны через люки, клапаны или образовавшуюся трещину;
- если нефтепродукт прольется на землю, при возгорании образовавшейся лужи далее по струе загорается и воспламеняется вся цистерна.
Присутствие воздуха делает пустые емкости более опасными, чем полные. Чтобы обозначить риск воспламенения, на груз и автоцистерну наносится знак «Пламя на красном ромбе» и добавляется буква F.
Главным показателем способности груза воспламеняться является температура вспышки. Если температура вспышки низкая, в пределах 20–25 градусов, значит, пары могут взорваться даже без источника огня или искры. Такие вещества особенно опасны и имеют маркировку F1. Наиболее безопасными являются вещества с температурой вспышки от 60 градусов.
Влияние на человека
Химические вещества в составе продукта способны выделяться в виде паров над поверхностью жидкости в резервуаре. Сера придает испарениям токсичность, а бензол — канцерогенное воздействие. Для обозначения вредного эффекта в класс опасности добавляют букву T.
Влияние на окружающую среду
При попадании нефти и нефтепродуктов на землю происходит локальное загрязнение грунта и почвы. Благодаря органической природе вредные вещества, содержащиеся в жидкостях, быстро распадаются. Наибольшую угрозу представляет попадание углеводородов в грунтовые воды.
Примесь наносит вред рекам и озерам, способна проникнуть в скважины, используемые как источник питьевой воды. Поэтому груз, в составе которого находятся нефтепродукты, дополнительно маркируется знаком «Опасное для окружающей среды вещество» в виде мертвой рыбы и сухого дерева на белом ромбе.
Если авария с загрязнением окружающей среды случается по вине перевозчика, по закону придется компенсировать причиненный ущерб здоровью, имуществу и природе. Штраф в России ограничивается 60 000 рублей на должностное лицо, а сумма компенсации достигает миллионов. Дополнительной санкционной мерой является приостановка деятельности предприятия на срок от 90 суток.
Если опасаетесь последствий, а опыта недостаточно, обращайтесь в ADRIATA по телефону: 8 (800) 775–85–62 или в чате на сайте.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Впереди много полезной информации!