Воздушно-десантным войскам образца позднего СССР я посвятил ни один десяток статей. В комментариях часто встречался с мнением, что время ВДВ с развитием средств ПВО безвозвратно ушло. Комментаторы заявляют, что сейчас время дронов, высокоточного оружия, а непосредственно на полях сражений все решает артиллерия и пехота. Более того, по их мнению, практика показала, что ВДВ является легкой пехотой со слабо бронированным вооружением и необходима трансформация тактики применения ВДВ. И вообще прыжки с парашютом неактуальны.
Подобное мнение имеет место быть. Более того, я согласен, что ВДВ – это и есть легкая пехота, несмотря на то, что это отдельный род войск. Согласен и с тем, что большая часть техники ВДВ в Советское время не отличалась особой броней. Но есть несколько нюансов.
То, что ВДВ – это пехота ни для кого не секрет. Еще во времена СССР войска дяди Васи называли не иначе как «крылатой» пехотой. Более того, штурмовые части такие как отдельные десантно-штурмовые бригады (ДШБ) до 1989 года входили в состав Сухопутных войск и подчинялись командованию военных округов. Например, 39 ДШБ входила в состав Прикарпатского ВО, а 37 ДШБ – Прибалтийского. Я служил в т.ч. и в этих бригадах. И до поры до времени у штурмовиков петлички были мотострелковые, хотя программа подготовки была вполне десантной. Да и офицерские кадры и младшие командиры, и специалисты готовились в тех же частях, что и для ВДВ.
Структура дивизий и отдельных бригад в большинстве своем была схожа со структурой аналогичных мотострелковых частей: десантно-штурмовые или парашютно-десантные батальоны, артдивизионы, разведроты и т.д. Часть техники и вооружения были такими же, как и у мотострелков. Но были и специфичные образцы, обеспечивающие высокую мобильность, в т.ч. которые могли быть десантированы с парашютными системами. В их числе БТР-Д, БМД, Нона 2С-9. Масса бронетранспортеров, боевых машин десанта и артиллерийско-минометной самоходной установки составляла 8 тонн. Броня этой техники была недостаточна для защиты не только от противотанковых гранат, но и от стрелкового вооружения крупного калибра (по бортам). В распоряжении десантников также был автомобиль-амфибия Луаз. Я помню их как в 37 ДШБ, так и в 39 ДШБ. В 1991 г. их активно списывали.
Броня ВДВ, несмотря на недостатки обеспечивала мобильность десантников, которая достигалась за счет маневренность, средств доставки и быстрых ног личного состава. Поэтому была актуальна поговорка «десантник всего две минуты орел, а остальное время – ломовая лошадь». В подготовке десантников делалась ставка на стрельбу, бег (маршевую выносливость) и воздушно-десантную подготовку.
Сочетание легкой техники, выносливости личного состава, средств доставки и обеспечивали мобильность ВДВ. И тут мы подходим к ключевому нюансу, который является важнейшим для обозначения отличий от обычных мотострелков. Она вытекает из стратегических задач, которые ставились перед советским десантом. Одна из них захват и удержание плацдармов в тылу противника. То есть высадиться парашютным или иным способом и удерживать территорию до подхода основных сил. Если мне память не изменяет, то дивизия ВДВ в соответствии с нормативами должна была действовать на глубину до 300 км до линии фронта, а десантно-штурмовая бригада до 50 км до линии фронта. Был и норматив удержания территории. То есть время, которое теоретически может продержаться соединение или часть десантников в тылу врага. Бригаде отводилось несколько часов, а дивизии – максимум два дня. То есть это расчетное время выживания. В этом и заключается нюанс – по большому счету десантники в период СССР случись глобальный конфликт должны были стать камикадзе, которые захватят плацдарм и возможно выживут, если вовремя подоспеет помощь. А так все верно – ВДВ есть легкая пехота.
Еще по теме: