В начале 1960-х разразилась одна из самых шумных и яростных разборок в истории музыки. Битва шла между Сесилом Бустаменте Кэмпбеллом, более известным как Принц Бастер, и Дерриком Морганом, прозванным «Королём Ска».
Будущая звезда стиля Принц Бастер вырос на улицах Кингстона, был жестоким уличным бойцом. Владельцы танцевальных залов нанимали его либо для охраны порядка, либо для того, чтобы навредить конкурентам: испортить им оборудование и т.д. Как видим, обстановка в музыкальной среде Ямайки уже тогда была близка к криминальной.
В 1961 году Бастер решил создать собственную мобильную дискотеку (подобные вошли в историю как «саундсистемы»). Он назвал ее «Голос народа» (The Voice of The People) и был намерен потеснить трёх ключевых игроков танцевального бизнеса того времени: Коксона Додда (Downbeat), Герцога Рида (Trojan) и короля Эдварда (The Giant).
Однако иммиграционная служба не дала Бастеру купить американские пластинки для своей саундсистемы (скорее всего, из-за происков конкурентов). Бастер не сдался и решил сам записывать артистов, чьи песни будут звучать на его дискотеках. Так он начал продюсировать и выпускать пластинки местных самородков: свои, Эрика «Монти» Морриса, Оуэна Грея и своего будущего оппонента Деррика Моргана.
Деррик Морган был на пару лет моложе Бастера. Он вырос в более благополучных условиях и получил образование. Он выиграл несколько конкурсов юных талантов, и ещё в конце 1950-х записал ряд крупных местных хитов. В 1960 году однажды все семь первых мест в хит-параде Ямайки были заняты его песнями.
Деррик записал у Принца композиции Shake A Leg и Come On Over.
Они не имели такого большого успеха, и вскоре после этого Деррик перебежал к начинающему ямайско-китайскому продюсеру Лесли Конгу, который платил артистам 20$ за песню (в два раза больше, чем Бастер). Кстати, его студия была расположена менее чем в 100 метрах от студии Принца. Отношения между Принцем Бастером и Дерриком Морганом испортились, а когда в 1962-м Морган записал для Конга чрезвычайно успешную пластинку под названием Forward March, Бастер обвинил Моргана в плагиате, объявив, что соло на саксофоне было украдено.
Бастер начал музыкальную войну злой песней Blackhead Chineyman, в котором обвинял Моргана в воровстве и предательстве: «Ты украл мои вещи и отдал их своему китайцу/Всевышний видит, что ты неправ/Сам-то ты китаец или чёрный?»
Морган ответил Blazing Fire, не менее боевым ска, которое открывалось фразой «Заткнись, дурачок» на китайском. Здесь он намекал на не слишком выгодные условия работы у Принца, а также советовал Бастеру оставить его в покое.
Бастер ответил песней Praise without Raise. В ней он обратился к Моргану со следующими словами: «Всё, что ты получаешь, это похвала, но китаец хочет большего. Осторожно, чёрный, тебя хвалят, но не повышают».
В ответной песне No Praise, No Raise Морган парировал, что Бастер не только не повышал гонорары, но и не хвалил его.
В длившемся несколько лет конфликте участвовали не только Бастер и Морган, но и их фанаты, которые то и дело устраивали побоища на танцах. Песни становились всё грубее. Принц Бастер сравнил бывшего соратника в предательстве на сингле с названием «Тридцать серебряников» (1964).
Ситуация стала патовой, когда Бастер пригрозил выпустить песню под названием «Китайская куртка» (Chinese Jacket), в которой прямо упоминался Морган. Последний тогда предупредил, что если Бастер осмелится её выпустить, то ему не останется ничего иного, как ответить песней со словами «Бастер, пока ты был в море, я был с Б... (женой Бастера Блоссом Кэмпбелл), и все твои дети носят клеймо Черноголового китайца».
Супруга Бастера закатила ему домашний скандал, и он не решился выпускать «Китайскую куртку». При этом только что сформированное правительство Ямайки было заинтересовано в скорейшем прекращении конфликта, поскольку столкновения между фанатами-соперниками грозили вылиться в настоящую гражданскую войну, и власти были вынуждены вмешаться и прекратить это безобразие.
Была организована встреча Принца Бастера и Деррика Моргана, их сфотографировали вместе и публично заявили, что, несмотря на враждебность в песнях, ребята просто прикалываются, а на самом деле лучшие друзья. Но обмен уколами в песнях двух звёзд ска не прекратился.
Например, в 1967-м Морган записал песню Tougher Than Tough, в которой разыгрывалось шуточное судебное разбирательство над «рудбоем», поклонником ска. Бастер Принц, вдохновившись, ответил своей похожей Judge Dread, а Деррик Морган – «ответом на ответ» Judge Dread In Court, где перед судом отвечал уже сам судья.
А нам спустя все эти годы уже не так важно, кто был прав, кто нет, раз у нас есть череда классных ска-песен, записанных в ходе этой яростной музыкальной войны.