Найти в Дзене
Плёнки и винил

Как в ямайской музыке 60-х разразились настоящие войны с взаимными оскорблениями в песнях

В начале 1960-х разразилась одна из самых шумных и яростных разборок в истории музыки. Битва шла между Сесилом Бустаменте Кэмпбеллом, более известным как Принц Бастер, и Дерриком Морганом, прозванным «Королём Ска».

Место действия: Кингстон в 60-х
Место действия: Кингстон в 60-х

Будущая звезда стиля Принц Бастер вырос на улицах Кингстона, был жестоким уличным бойцом. Владельцы танцевальных залов нанимали его либо для охраны порядка, либо для того, чтобы навредить конкурентам: испортить им оборудование и т.д. Как видим, обстановка в музыкальной среде Ямайки уже тогда была близка к криминальной.

-2

В 1961 году Бастер решил создать собственную мобильную дискотеку (подобные вошли в историю как «саундсистемы»). Он назвал ее «Голос народа» (The Voice of The People) и был намерен потеснить трёх ключевых игроков танцевального бизнеса того времени: Коксона Додда (Downbeat), Герцога Рида (Trojan) и короля Эдварда (The Giant).

Принц Бастер
Принц Бастер

Однако иммиграционная служба не дала Бастеру купить американские пластинки для своей саундсистемы (скорее всего, из-за происков конкурентов). Бастер не сдался и решил сам записывать артистов, чьи песни будут звучать на его дискотеках. Так он начал продюсировать и выпускать пластинки местных самородков: свои, Эрика «Монти» Морриса, Оуэна Грея и своего будущего оппонента Деррика Моргана.

-4

Деррик Морган был на пару лет моложе Бастера. Он вырос в более благополучных условиях и получил образование. Он выиграл несколько конкурсов юных талантов, и ещё в конце 1950-х записал ряд крупных местных хитов. В 1960 году однажды все семь первых мест в хит-параде Ямайки были заняты его песнями.

Деррик записал у Принца композиции Shake A Leg и Come On Over.

Они не имели такого большого успеха, и вскоре после этого Деррик перебежал к начинающему ямайско-китайскому продюсеру Лесли Конгу, который платил артистам 20$ за песню (в два раза больше, чем Бастер). Кстати, его студия была расположена менее чем в 100 метрах от студии Принца. Отношения между Принцем Бастером и Дерриком Морганом испортились, а когда в 1962-м Морган записал для Конга чрезвычайно успешную пластинку под названием Forward March, Бастер обвинил Моргана в плагиате, объявив, что соло на саксофоне было украдено.

Бастер начал музыкальную войну злой песней Blackhead Chineyman, в котором обвинял Моргана в воровстве и предательстве: «Ты украл мои вещи и отдал их своему китайцу/Всевышний видит, что ты неправ/Сам-то ты китаец или чёрный?»

Морган ответил Blazing Fire, не менее боевым ска, которое открывалось фразой «Заткнись, дурачок» на китайском. Здесь он намекал на не слишком выгодные условия работы у Принца, а также советовал Бастеру оставить его в покое.

Бастер ответил песней Praise without Raise. В ней он обратился к Моргану со следующими словами: «Всё, что ты получаешь, это похвала, но китаец хочет большего. Осторожно, чёрный, тебя хвалят, но не повышают».

В ответной песне No Praise, No Raise Морган парировал, что Бастер не только не повышал гонорары, но и не хвалил его.

В длившемся несколько лет конфликте участвовали не только Бастер и Морган, но и их фанаты, которые то и дело устраивали побоища на танцах. Песни становились всё грубее. Принц Бастер сравнил бывшего соратника в предательстве на сингле с названием «Тридцать серебряников» (1964).

Ситуация стала патовой, когда Бастер пригрозил выпустить песню под названием «Китайская куртка» (Chinese Jacket), в которой прямо упоминался Морган. Последний тогда предупредил, что если Бастер осмелится её выпустить, то ему не останется ничего иного, как ответить песней со словами «Бастер, пока ты был в море, я был с Б... (женой Бастера Блоссом Кэмпбелл), и все твои дети носят клеймо Черноголового китайца».

Принц Бастер с женой и Деррик Морган
Принц Бастер с женой и Деррик Морган

Супруга Бастера закатила ему домашний скандал, и он не решился выпускать «Китайскую куртку». При этом только что сформированное правительство Ямайки было заинтересовано в скорейшем прекращении конфликта, поскольку столкновения между фанатами-соперниками грозили вылиться в настоящую гражданскую войну, и власти были вынуждены вмешаться и прекратить это безобразие.

8 весёлых каверов на песни «Битлз» в ритме ска
Плёнки и винил13 октября 2021

Была организована встреча Принца Бастера и Деррика Моргана, их сфотографировали вместе и публично заявили, что, несмотря на враждебность в песнях, ребята просто прикалываются, а на самом деле лучшие друзья. Но обмен уколами в песнях двух звёзд ска не прекратился.

Например, в 1967-м Морган записал песню Tougher Than Tough, в которой разыгрывалось шуточное судебное разбирательство над «рудбоем», поклонником ска. Бастер Принц, вдохновившись, ответил своей похожей Judge Dread, а Деррик Морган – «ответом на ответ» Judge Dread In Court, где перед судом отвечал уже сам судья.

А нам спустя все эти годы уже не так важно, кто был прав, кто нет, раз у нас есть череда классных ска-песен, записанных в ходе этой яростной музыкальной войны.