Здравствуйте, уважаемые подписчики и Читаете ли моего канала. Я наконец-то вернулся из перерыва и готов с новыми силами писать для вас статьи.
Что сделали в честь праздника
1 Сентября 2023 в Пятигорске два праздника: День знаний и 120-и летие Пятигорского трамвая. В честь такой красивой даты руководство решило наклеить на все вагоны наклейки. На фото ниже вагон с ними.
Наклейки как правило клеят на маски и крылья вагонов. В зависимости от модели вагонов их две или четыре. Также вагон №9, один из самых новых и комфортных вагонов покрасили в особый, праздничный окрас
Сейчас расскажу, как всё было:
Разговоры о необходимости проведения в Пятигорске городского рельсового транспорта возникли в конце XIX века. В 1898 году торговым домом «Н. Феттер и Е. Гинкель» был предложен первый проект трамвая, однако сам трамвай появился через пять лет. В 1902 году акционерное общество «Сименс и Гальске» за 493 тысячи рублей обязалось поставить все необходимые материалы и провести двухпутную узкоколейную (1000мм) линию от железнодорожного вокзала до Елизаветинской (ныне Академический) галереи и однопутную линию от галереи до курортного района Провал. Эта же компания выделила подвижной состав, построила электростанцию и трамвайное депо. Построенную близ Ессентуков гидроэлектростанцию «Белый Уголь» по праву можно считать одной из первых в России.
В мае 1903 года у железнодорожного вокзала было начато строительство трамвайного депо для вагонов строящейся в городе трамвайной линии. Пуск трамвая был объявлен на первое сентября 1903 года и был приурочен к 100-летию курортов КМВ. На открытии присутствовал сам принц Ольденбургский.
Регулярная эксплуатация трамваев с пассажирами началась 5 мая 1904 года. В то время в городе было всего два маршрута «Вокзал» — «Городской парк» — «Цветник» — «Сабанеевские ванны» (у Елизаветинской галереи) и «Цветник» — «Провал» общей протяжённостью 8,2 км. На линиях эксплуатировалось 12 моторных вагонов и несколько открытых прицепов. Проезд по каждой линии стоил 10 копеек
26.05/08.06 1905 года был выпущен первый трамвайный вагон, целиком построенный в мастерской трамвайного депо. За зиму таких вагонов в местной мастерской было построено четыре. В январе 1913 года из-за замерзания канала ГЭС движение вагонов было остановлено. Разруха, наступившая после Октябрьской революции 1917 года, коснулась и транспортного хозяйства. В годы гражданской войны трамвай практически не работал. В 1918 году по инициативе С. М. Кирова на базе ремонтных мастерских пятигорского трамвайного депо был организован патронно-пульный завод, изготовивший для Красной Армии около 30 млн патронов. В 1920 году движение было возоблено
С началом Великой Отечественной Войны резко сократилось число перевозимых пассажиров — в 1941 году трамваи перевезли всего 22 млн человек. 9 августа 1942 года Пятигорск был оккупирован нацистами. Трамвай не мог больше работать в нормальном режиме. Оккупация продолжалась до 11 января 1943 года. Но самое тяжкое время для трамвайщиков наступило при отступлении немецких оккупантов, которые нанесли серьёзный урон городу в целом и трамвайному хозяйству в частности. Были сожжены некоторые важные городские объекты, пострадало трамвайное депо, энергохозяйство взорвано. Было выведено из строя несколько вагонов. Кроме того, были уничтожены (разрушены) почти все пути, рельсы вывезены. Были разговоры о полном закрытии трамвая и замены на троллейбус, но рабочие сами, без оплаты стали ремонтировать инфраструктуру
В июле 1944 года движение восстановлено. В 1950-х из Германии приходили вагоны Lowa T54/B54 и Gotha T57/B57 и T59/B59
В конце 1960-х годов в Пятигорске действовали следующие маршруты:
№ 1 «Железнодорожный вокзал» — «Парк им. Кирова» — «Парк „Цветник“» — «Радоновые ванны» — «Теплосерная» — «Мясокомбинат»;
№ 2 «Скачки» — «Железнодорожный вокзал» — «Парк им. Кирова» — «Белая Ромашка»;
№ 3 «Скачки» — «Железнодорожный вокзал» — «Парк им. Кирова» — «Цветник» — «Теплосерная» — «Горячеводская площадь»;
№ 4 «Белая Ромашка» — «Парк им. Кирова» — «Цветник» — «Теплосерная» — «Горячеводская площадь».
Уже к середине 1960-х годов стало ясно, что немецкие трамвайные вагоны слишком малы и не справляются с резко возросшими перевозками. Поэтому было решено закупить партию из 10 комфортабельных чехословацких вагонов Tatra Т3 (а точнее Т3 SU — модификация для СССР). Первые вагоны этой серии появились в Пятигорске в 1967 году. Они вмещали гораздо больше пассажиров, чем Gotha. Поэтому был взят курс на массовые поставки Т3, и в течение 1972—1978 годов было получено ещё 102 вагона. Это позволило к 1976 году полностью списать все немецкие вагоны, но некоторые эксплуатировались и в 1977 году. Ни один из них не сохранился до наших дней.
В 1980-х годах пятигорский трамвай продолжал развиваться. В 1987 году была заказана партия из 5 вагонов Т3, которые заменили собой несколько самых старых Т3. А в 1988 году уже пришли вагоны следующего поколения — «змейки» («гармошки») Tatra КТ4 SU . Всего за 1988—1990 годы пришло 25 вагонов KТ4, и примерно столько же было списано старых Т3 (1972—1973 годов выпуска)
Несмотря на кризис, в начале 1990-х годов пятигорский трамвай переживал свой расцвет. Почти все Т3 и КТ4 были сцеплены в двухвагонные поезда. На линиях работало около 40 поездов. Маршрут № 5 отменили, и по состоянию на 1994 год работали всё те же 4 традиционных маршрута (см. выше). Двухвагонные поезда были очень вместительны, для связи между вагонами и диспетчером через контактную сеть использовалась прогрессивная система «Пульсар», трамваи ходили часто и почти без сбоев. В 1997 годы были закуплено 11 вагонов 71-615 (КТМ-15)
Наше время
В конце 2000-х годов была предпринята попытка разработки фирменной цветовой схемы раскраски вагонов. Основными цветами бортов трамвайных вагонов стали белый, жёлтый и светло-зелёный.
Трамвай за свою 100-летнюю историю пережил несколько войн и кризисов, но тем не менее продолжает исправно трудиться и перевозить жителей Пятигорска и его многочисленных гостей. Яркие вагоны шести моделей в 73 единиц ходят по восьми маршрутам (общей длиной около 48 км) и перевозят порядка 70-80 млн человек в год. В 2013 годы были куплены три вагона KT4DM
С 2021 года трамвайный парк перешёл в собственность правительства Ставропольского края.
Я хотел бы от всей души поздравить всех, кто связан с этим удивительным видом транспорта, с этой прекрасной системой с этим праздником. Спасибо вам, Пятигорским трамвайщикам за существование этой системы, за ваш труд ради комфорта пассажиров. С праздником вас !