Философская задумчивость фильмов Ильи Авербаха смутно насторожила ещё в детстве. Тогда мы увидели такого лирически-необычного Андрея Миронова в "Фантазиях Фарятьева" и рассеянно-несчастного Юрия Богатырева в "Объяснении в любви". Все фильмы этого тонко чувствующего режиссёра, казались, пронизаны щемящей тоской. Но тоской не безнадёги, а поиска смысла. Как бы пафосно не звучало, - смысла жизни. Искания героев напомнили прозу Юрия Трифонова - самого глубокого советского писателя в жанре "философии быта", (такого жанра, конечно не существует, это я его так называю).
Михаил Глузский играет одинокого профессора, который увлечён только своей работой и коллекционированием солдатиков. Вдруг он обретает взрослую дочь (Маргарита Терехова), а через некоторое время и взрослую внучку (Марина Неелова). Терехова прекрасна в своей бесшабашной стервозности - она и тут «миледи».
Неелова - беззащитный «котенок», как влезешь в одно амплуа, так и будешь в нем пребывать до седин.
Сквозной персонаж - ученый Самсон (роль Станислава Любшина) - этакая "вещь в себе", настоящий советский энтузиаст до фанатизма. Я таких людей ещё застал, работая в конце 80-х на оборонном заводе.
Каждый персонаж в этом фильме прекрасен и убедителен. Старая школа - иначе и быть не могло. Кроме того, замечательная музыка ленинградского композитора Каравайчука добавляет грусти и лиризма. Хорошее кино. Сейчас так не снимают...