Около года назад я провела эксперимент: опубликовала среди обычных для канала околокультурных статей нечто пустопорожнее, но с броским заголовком из серии "Дурят нашего брата!".
А через неделю подвела итоги. Получились они далеко не радостными. Даже, я бы сказала, горькими. По всему выходило, что настроенные на положительную обратную связь алгоритмы неизбежно влекут за собой деградацию контента. Из инфопространства выдавливается все, что не обслуживает глупость, жадность, лень, злорадство, моральную распущенность, гнусное любопытство.
С тех пор Дзен несколько раз менял алгоритмы. Каждый раз декларировались самые благие намерения. То подавай короткие посты, то видео, то единичные статьи, то связанные в цепочку истории, то ставь рекламу, то убирай... Наконец, сейчас продвижение идет по принципу "максимальной вовлеченности аудитории". Казалось бы, неплохой критерий, да?
Автору, для оценки реакции, в рабочем кабинете постоянно обновляется статистика этой самой вовлеченности и отдельно показывается суточный Топ-3 его статей. Очень удобно для понимания, чего от тебя ждет широкая аудитория, чем сумел угодить и в какую сторону надо развиваться для финансового успеха. Пишите больше, пишите лучше!
Так вот: у меня неизменно и с большим отрывом лидирует та самая статья-пустышка! Платформа ее активно продвигает. Читатели не просто открывают, привлеченные заголовком. Ее дочитывают! Ее активно комментируют! Алгоритм запускает ее в ротацию вновь и вновь, и она привлекает внимание новых и новых читателей.
Кстати, второе и третье место обычно тоже занимают статьи, имеющие в заголовке слова "тайны", "загадки" или иные намеки на возможность подглядеть в замочную скважину.
Хотя по тем же "Трем сестрам" и другим пьесам А.П.Чехова написан целый цикл статей. Смею себя похвалить, статьи интересные, глубокие и не банальные. Посвященные не столько героям произведений, сколько нам, реальным и ныне живущим людям. Но читатели в ленте их не увидят.
Новые принципы поиска и формирования ленты работают на отрицательную селекцию не только контента, но и аудитории. Те, кому не интересно читать про сплошные скандалы-интриги-расследования постепенно уходят. Даже не постепенно, а очень быстро. А вместе с ними уходят интереснейшие диалоги в комментариях, которые давали столько тем для новых размышлений. Дорогие мои собеседники, как я по вам скучаю!
Мне это все сильно напоминает деградацию телевидения, когда ради повышения эффективности рекламных показов сетку забили самые дебильные шоу и сериалы, выдавив нормальные познавательные, детские и даже нейтрально-новостные программы. Зачем тратить ресурсы на малочувствительных к рекламе зрителей?
Кстати, если вдруг ТВ и решит вернуть контент более высокого уровня, далеко не сразу оно сможет вернуть зрителей. Уже подросло целых два поколения, не имеющее привычки отслеживать программу телепередач.
Так что, боюсь, что Дзен как источник приятного развлекательно-познавательного контента с ноткой интеллектуальности умирает, точка невозврата пройдена.
еще на канале по теме: