Замечательный понедельник с Александром Костиным и его обзором на кинофильм «Индиана Джонс и Колесо Судьбы».
год: 2023
режиссёр: Джеймс Мэнголд
в ролях: Харрисон Форд, Фиби Уоллер-Бридж, Мадс Миккельсен, Антонио Бандерас, Джон Рис-Дэвис, Тоби Джонс, Бойд Холбрук, Карен Аллен
Привет зрителям!
После того, как известная британская панк-группа The Sex Pistols прекратила своё недолгое существование, воротилы лондонской музыкальной индустрии, видя возможность заработать на трагедии, немедленно выпустили сборник лучших хитов группы, который с истинно английским остроумием назвали «Пришпорить мёртвую лошадь». В процессе просмотра свежей серии франшизы «Индиана Джонс» я не раз ностальгически вспоминал вышеупомянутый альбом, поскольку за последние полвека искусство высокотехнологичной финансовой некромантии достигло высот, о которых наивные продюсеры 70-х не могли даже мечтать. Впрочем, мотивация у современных колдунов осталась неизменной — им тупо нужны деньги.
Тем счастливцам, которые либо не застали перестроечных видеосалонов, либо смотрели в них исключительно правильные фильмы вроде «Коммандо» и «Рэмбо», необходима краткая экскурсия в историю франшизы. Сия история начинается в конце 1930-х и фокусируется на приключениях доктора наук, археолога Генри Джонса по прозвищу «Индиана». Доктор Джонс вместо того, чтобы мирно преподавать в университете, предпочитает мотаться по всему миру в компании всяческих авантюристов, подлецов и контрабандистов, и охотиться за такими древними артефактами как Ковчег Завета или Святой Грааль. Мешают ему в этом, ясное дело, нацисты, поскольку Спилберг еврей и другого вселенского зла он представить себе не способен.
Новый фильм франшизы начинается с того, как 1944-м году по заданию правительства США Индиана Джонс снова мешает Анненербе осуществить план захвата мирового господства, на этот раз ловко утаскивая у них прямо из-под носа копьё, которым в своё время убили Христа. Уж не знаю, каким образом копьё может помочь, например, против ковровых бомбардировок Дрездена, но тем не менее, немцы готовы на всё, лишь бы его заполучить. В процессе мультяшного мордобоя и невероятных акробатических трюков протагонист встречается с самим Вернером фон Брауном (которого в фильме политкорректно называют доктор Шмидт), отнимает у него фрагмент древнего артефакта, созданного Архимедом, для того, чтобы управлять временем, и успешно сбегает в закат.
Проходит четверть века, сильно постаревший Джонс наконец-то остепенился, читает лекции в Университете Хантер в Нью-Йорке и подумывает о пенсии. Древний артефакт, который протагонист украл у немцев, мирно лежит в запасниках музея, и казалось бы, прошлое давно забыто.
Но не тут-то было! Оказывается, коварный фон Браун все эти годы строил планы мести и даже перешёл на службу к американцам исключительно для того, чтобы незаметно подобраться поближе к своему заклятому врагу Джонсу. И вот теперь, пока вся Америка празднует полёт на Луну, состоявшийся благодаря ракетам фон Брауна, сам Вернер, заручившись поддержкой ЦРУ, организует похищение Колеса Судьбы прямо из музея университета, где работает Джонс. К счастью для американцев, в процесс похищения вмешивается британская авантюристка и крёстная Джонса по имени Хелена Шоу, которая хочет украсть артефакт и продать его на чёрном рынке. Джонс и Шоу успешно отбиваются от нацистов и решают объединёнными усилиями найти вторую часть артефакта.
Далее выясняется, что фон Браун занят поисками элементов Колеса Судьбы не из праздного, и даже не из научного интереса, а, как и положено любому уважающему себя немцу, хочет с его помощью захватить власть над миром. В частности, антагонист планирует перенестись во времени в 1939 год, убить Гитлера, занять его место (очевидно же, что Борман и Гиммлер будут не против), самому царствовать и всем владети, и, обладая сведениями о будущем (например, как правильно собирать атомные бомбы), выиграть Вторую Мировую. Тут, правда, знаменитая немецкая логика даёт определённый сбой — почему, скажем, не перенестись в 1921-й и без проблем встать во главе НСДАП, получив огромную фору для подготовки к войне? А ещё лучше прыгнуть в 1913-й, предупредить кайзера о наличии Антанты и предотвратить крушение II Рейха, а заодно и Российской Империи. Впрочем, учитывая, какие небинарные гендерквиры нынче пишут сценарии в Голливуде, ожидать от них знания истории абсурдно, хорошо хоть авторы что-то слышали о второй половине XX века.
Словом, узнав об очередном коварном плане СС, доктор Джонс приходит в ужас, который сменяет праведный гнев, и, ясное дело, решает лечь костьми, но остановить негодяев. И теперь Джонс и фошЫсты сошлись в археологическом соревновании — кто же первым найдёт гробницу Архимеда и откроет портал в прошлое.
Чак Палланик, описывая современную корпоративную культуру, создал легендарную формулу «копия копии копии». Выражая эту же мысль куда более простыми словами, можно вспомнить народную мудрость о том, что всё новое это хорошо забытое старое. Как бы то не было, очевидно, что в современном Голливуде о каких-либо свежих идеях или хотя бы оригинальных и интересных способах их выражения не может быть и речи. Если оригинальная трилогия «Индианы Джонса» представляла собой слегка переработанные pulp-романы 40-х, вроде приключений Алана Квотермейна, то современную дилогию можно сравнить с колбасой, произведённой из коровы-зомби, оживлённой заклинаниями некромантов, с добавлением изрядной доли модного протеина из мутировавших сверчков. И если такой контент (назвать это творчеством не поворачивается язык) с точки зрения формы в 60-е выглядел вполне свежо и интересно (вспомним те же пустейшие, но идеально отшлифованные работы Яна Флеминга), в 70-е просто прилично, в 80-е мог заинтересовать разве что детей, то сейчас для того, чтобы получать удовольствие от просмотра подобного продукта, нужен отрицательный IQ.
Хотя вполне возможно, что разгадка проста — нынче в Голливуде забастовка сценаристов, так что авторы, вероятно, тупо загрузили в ChatGPT ключевые слова «Индиана Джонс», «нацисты», «артефакт» и «Архимед», и приказали искусственному интеллекту написать сценарий.
Соответственно, и фактическое исполнение способно удовлетворить разве что не особо развитого первоклассника: бесконечные детские трюки, акробатика, альпинизм, драки и беготня после получения огнестрельных ранений — и всё это, кстати, в исполнении 75-летнего пенсионера — просто невозможно воспринимать серьёзно. Феминисткам, конечно, будет приятно наблюдать за тем, как напарница Джонса — очередная бой-баба — расшвыривает мужиков одной рукой, но общего впечатления это не меняет, как и того факта, что фильм безбожно затянут, а зевать начинаешь уже на десятой минуте.
Однако тупость, вторичность и затёртые до дыр повороты сюжета — далеко не самая большая проблема фильма. Как бы не хотели себе в этом признаваться сами авторы, суперзлодеи в нашем мире уже давно не актуальны. Персонажи типа Лекса Лютера или Эрнста Блофелда были эффективным пугалом в эпоху стабильности, рациональности и безудержного экономического роста, но в наше время абсолютный хаос стал настолько привычным элементом быта, что суперзлодеи выглядят скорее смешно, чем страшно. Зачем, к примеру, воровать атомное оружие и шантажировать правительство, если есть корпорации и коррупция? У каждого типа фильмов есть своя эра, и раньше всех это, кажется, понял Майк Майерс, первым высмеяв концепцию Доктора Зло в «Остине Пауэрсе».
Наверно, приличнее всего было бы дать франшизе тихо и с достоинством умереть, но куда там! Всё свидетельствует о том, что пока «Индиана Джонс» будет приносить хотя бы пару центов, оцифрованную физиономию Харрисона Форда будут десятилетиями переносить из фильма в фильм.
Об игре актёров, занятых в фильме уровнем ниже комикса, говорить в общем-то сложно, но нельзя не признать, что труппа сама по себе неплоха и даже старается играть. Харрисон Форд за редкими исключениями всю свою карьеру посвятил фильмам жанра «экшн», и в данном случае представляет собой скорее не артиста, а объект дорогого интеллектуального имущества. Фиби Уоллер-Бридж в своё время вытащила счастливый билет, сыграв робота в «Звёздных войнах», и теперь её периодически приглашают играть в других идиотских проектах. Хелена в её исполнении получилась сильной, независимой и картонной — всё, как хотел режиссёр. Мадс Миккельсен прекрасно отрабатывает роль злобного доктора Шмидта, разве что персидского кота не хватает для завершения карикатурного образа. Антонио Бандерас должен благодарить своего агента за возможность подработать на пенсии. Ну а Джон Рис-Дэвис и Карен Аллен включены в труппу согласно простому принципу — если были в предыдущих картинах, пусть промелькнут и здесь.
Итог: глубоко, до молекулярного уровня, коммерческий проект, рассчитанный в основном на стимуляцию спинномозговой нервной активности зрителя, игнорируя его высшие нервные центры. С другой стороны, приятно осознавать, что в наше либеральнейшее и политкорректное время так трогательно заботятся о недоношенных детях-гидроцефалах с синдромом Дауна и Аспергера, потому что наибольшее удовольствие от просмотра получат именно они. Нормальным людям советую не тратить драгоценное время.
Этот и другие обзоры на сайте Альтерлит