Найти в Дзене
Coolстория

Советское музыкальное пространство. Становление музыкальных жанров в СССР.

Оглавление

1.Великая Октябрьская Революция. Крах капитализма и начало советской музыкальной истории.

Октябрьская революция — это, несомненно, одно из важнейших
мировых событий. Социализм стал практическим делом сотен миллионов
людей. Именно отсюда берет свое начало советская музыкальная мысль,
которая напрямую была связана с традициями прошлого. Одним из
важнейших условий формирования и развития музыки и культуры в целом
стало государственное влияние. Уже с 1919 года выходят первые декреты о
музыке, в одном из которых говорится» :
Петроградская и Московская
консерватории переходят в ведение Народного Комиссариата просвещения (Наркомпроса) на равных со всеми высшими учебными заведениями правах, с уничтожением их зависимости от Русского музыкального общества<...>
. На основании этого и многих других конкретизирующих декретов в государственное ведение были переданы самые крупные музыкальные учреждения, помимо этого проводилось строительство множество новых театров (Малый театр оперы и балета в Петрограде), консерватории и прочие организации, которые играли свою определенную роль в развитии культуры и, соответственно, музыки. Декреты положили конец финансовой зависимости композиторов от частных фирм.

В течение долгого времени, вплоть до 1930-х годов в СССР развернулась невероятная, стихийная картина становления и изменения музыкального мира того времени. Во всех сферах искусства большой популярностью в то время пользовался футуризм. Музыканты-футуристы, которых восхваляли промышленную индустрию, пытались заменить традиционные ноты различными шумами и гулами. Для этих целей даже организовывались «Шумовые оркестры».

В начале 20-х годов появляется «Ассоциация современной музыки», композиторы которой экспериментировали со сложными симфониями, пытались сочетать некоторый ранее не сочетаемые тембры. В отличие от футуристов, музыканты АСМ пытались передать идею индустриальной звуковой картины именно старыми, нотными средствами.

Но уже с 1932 года (Ликвидация «Ассоциации современной музыки») для советского музыкального пространства настают темные времена. Усложняющаяся партийная система требовала от композиторов того времени работать в рамках социалистического реализма. В то время, как европейские коллеги постоянно открывали для себя и мира что-то новое, работали в неожиданных направлениях, то советские композиторы работали с жанрами XIX века — писали сонаты , оперы, симфонии и т. д. Такие тенденции прослеживаются вплоть до смерти Иосифа Сталина в 1953 году.

Однако это не означает, что советская музыка того периоды отставала от Европейской в вопросах звучания. Фамилии А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, известны всему миру и восторгаются ими до сих пор.

2.Музыка в годы Великой Отечественной Войны.

«Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил» (с) А. Суворов.

Великая Отечественная война — один из самых кровопролитных конфликтов в истории человечества. Она принесла немало боли, разрушений, страха, страданий и потерь. Как и для любого периода, особенно если речь идет о тяжелом времени, для Великой Отечественной войны характерна уникальная культурная и, соответственно, музыкальная среда.

Роль песни в годы войны была чрезвычайно велика. Она складывалась обо всем: о подвигах, о потерях, об отдельных героях, о быте солдата, воспевала храбрость и мужество, стойкость и упорство.

Незадолго до начала войны , в 1938 году Михаилом Исаковским было написано два четверостишия, которые стали неотъемлемой частью советской периода ВОВ. Вскоре после этого состоялось знакомство Исаковского и Исааковича, который настолько вдохновился стихами, что из них в последствии появляется всемирно известное произведение «Катюша». Катюша — это бесхитростные строчки, которые идут прямо из человеческой души. Эта песня стала гимном всего хорошего, светлого и доброго, что пытался разрушить агрессивный фашистский механизм.

В 1941 году в оккупированном Ленинграде великий композитор Д. Шостакович, который уже неоднократно отказывался эвакуироваться, заканчивает работу над первой частью своей симфонии, которая впоследствии получит название «Ленинградской» от известной поэтессы Анны Ахматовой. Ленинградская симфония была написана в блокадном городе как ответ немецкому нашествию. Она продемонстрировала сопротивление российской культуры захватчикам, отражение агрессии на высоком, духовном уровне, на уровне музыки. Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения создала огромный резонанс в мире.

Д. Шостакович на крыше Консерватории во время дежурства в добровольной пожарной команде.  1941г.
Д. Шостакович на крыше Консерватории во время дежурства в добровольной пожарной команде. 1941г.

В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Многие исследователи отмечают подъем песенного творчества в годы Великой Отечественной войны. В этот период были созданы тысячи песен, которые вдохновляли бойцов на подвиг, вселяли в них мужество. Уже в первую неделю войны советскими композиторами и поэтами были написаны около двухсот новых песен, большинство из которых сразу же «ушли на фронт».

Во время войны многие отечественные звезды того времени выступали на фронте перед солдатами. Лидия Русланова дала более 1200 концертов, а все заработанные деньги отдала в помощь Красной армии.

Лидия Русланова на одном из фронтовых концертов.
Лидия Русланова на одном из фронтовых концертов.

3.Рок-музыка в СССР

Жанр «Рок» в СССР ведет свое начало с 1960-х годов и в течение 20 лет подвергается преследованиям со стороны официальных властей. В 60-х годах XX века на мировой сцене появляется одна из важнейших групп в истории рока — The beatles. Эта британская группа смогла объединить в себе четырех человек, каждый из которых занимался написанием и исполнением песен. Каждый из них по отдельности являлся полноценным музыкантом, а вместе они стали легендарной рок-группой, которую не без оснований многие считают основоположниками рок-музыки. По всему миру наблюдается уникальное явление- движение «битломании», которое не обошло стороной и СССР.

Сам же советский рок значительно отличался от такого же направления музыки в Англии и США. Если в странах Запада основной упор был на ритм, то в СССР упор делался на слово, то есть на текст. В 70-х и начале 80-х западная рок-музыка нашла свое наиболее яркое воплощение в таких стилях как хард-рок и психоделика, а музыкальный строй постепенно пошел на упрощение. Что же касается СССР, то тут, в период упрощения рок- индустрии на Западе, культура и движение рока не выходит за рамки богемной субкультуры.

Рок-музыка, как феномен современной культуры, породила целый образ жизни для многих людей. «Рок-н-ролльный образ жизни» определяет стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода, философию и внешний вид.

Лишь в 1980-м году, когда огромная популярность рока и его творческие достижения стали совершенно очевидными, культурные инстанции обратили на жанр внимание. Некоторые ведущие рок-группы («Динамик», «Карнавал») были приглашены в государственные концертные организации, где попадали под влияние худсоветов. Большинство рок-исполнителей так и осталось в «андеграунде», предпочитая безденежье посягательствам цензуры. Не имея ни малейшего доступа на фирму «Мелодия», ТВ и радио, рок-группы создали уникальную по масштабам нелегальную индустрию звукозаписи. Именно тогда, в годы «позднего застоя», социально-культурная роль рока была особенно велика и позитивна: миллионам молодых людей он давал столь редкие и нужные слова правды и духовности. Отделы науки и культуры ЦК КПСС, заручившись поддержкой КГБ, без устали вели на рок административное наступление, которое достигло кульминации в 1984-м году, когда весь жанр был фактически поставлен под запрет.

С приходом к Власти Михаила Горбачева в стране происходят значительные изменения, начинается политика гласности. Можно сказать, что именно в этот момент происходит «легализация» рок-индустрии в СССР. Рок музыка появляется на пластинках и телеэкранах, все группы получают право на концертную деятельность, множество из них отправляются на гастроли по зарубежным странам. Во второй половине 80-х годов рок в СССР наконец-то выходит из подполья.

Рок-группа "Динамик"
Рок-группа "Динамик"

С одной стороны, выход рока из подпольная дает размах творчеству музыкантов данного жанра, позволяя им практически без опаски заниматься музыкальной карьерой, писать песни, выступать не только в СССР, но в странах Запада. Но стоит заметить, что изначально отечественная рок- культура формировалась как протестная и контркультурная, что сейчас принято называть «Панк-рок», а с «легализацией» рок-индустрии на территории Советского Союза, она становится частью шоу-бизнеса. Рок- тексты в эпоху гласности и демократии утратили налет сенсационности и не звучат более как дерзость или откровение. Вполне очевидно, что выйдя из подполья, полноценно показав себя миру, модель отечественного рока приблизилась в модели европейской.

На территории СССР начинает действовать множество рок-клубов (Ленинградский, Московский, Свердловский), в которые входили настоящие легенды отечественной и мировой рок-сцены. «ДДТ», «Алиса», «Кино», «БИ- 2» - даже самый яркий противник рока обязательно знаком с творчеством этих групп, которые стали сенсацией во всем мире и являются популярными узнаваемыми до сих пор.

4. Джаз-сцена СССР

Джаз-сцена в СССР зарождается довольно рано : уже в 1922 году был создан первый джазовый оркестр, который получил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха» . Однако профессиональные джаз-коллективы СССР формируются с 1927 года. Первыми из них были оркестр Александра Цфасмана (Москва) и Леопольда Теплицкого (Ленинград). Репертуаром для вышеуказанных коллективов по большей части служили произведения зарубежных авторов, блюзы и несколько видоизмененные произведения композиторов-классиков.

«Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха»
«Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха»

Уже в 30-е годы к зарубежным произведениям в репертуаре джаз-оркестров СССР добавляются и интерпретации отечественных композиторов. В их исполнении звучат сюиты Д. Шостаковича, И. Дунаевского, А.Животова, пьесы Н. Минха, Г. Терпиловского и др. Советский джаз регулярно звучит по радио, а авторы «джаз-бэндов» в СССР отличались свежестью мысли и виртуозностью солистов, что позволяло отечественной джаз-сцене оставаться на значительно высоком уровне.

Первый джаз-фестиваль в нашей стране был проведен уже в 1949 году. Знакомство с музыкой в стиле «би-боп» повлияло на стилистику ряда ансамблей, на характер импровизаций. Это был переходный период от свингового мышления к новой стилистике, хотя свинговая музыка продолжала жить. Отдавалась дань и более традиционным стилям: в середине 50-х годов Владимир Рубашевский организовал в Москве диксиленд, который исполнял джазовую классику и произведения советских композиторов.

В начале 60-х годов появляется несколько интересных молодёжных джазовых коллективов: «Семь диксилендовых парней» и «Доктор-джаз», играющих традиционный джаз. Многие из слушателей джаза в этот период переходят непосредственно к музицированию, что приводит к зарождению огромного количества любительских джазовых ансамблей. Вероятно, этот процесс был для того времени закономерен, но со временем от этой общей массы любителей стали отделяться наиболее талантливые и пытливые музыканты, решившие стать профессионалами. Именно в этот период интуитивный процесс постижения джаза сменяется целенаправленным, систематическим подходом к предмету .

5. Эстрадная песня

Артистами эстрады в в советский период называли исполнителей популярной (поп) музыки. Советская эстрада в большинстве свое была представлена сольными певцами и певицами, и они, зачастую, не сами писали свой репертуар.

Жанр поп-музыки в СССР имел некоторые отличия от того же направления в Европе и США в связи с тоталитарным строем общества, который подразумевал жесткую цензуру. Также сильное влияние на поп- музыку в СССР оказывала русская традиционная, народная музыка. В отличие, от поп-музыки США творчество отечественных музыкантов отличалось большей лиричностью, отсутствием яркого сексуального подтекста и цензурой. В течение 60-90-х годов поп-сцена СССР породила множество всемирно известных артистов, которые являются узнаваемыми и любимыми в мире и по сей день.

В 60-80 годы отечественную Поп-музыку представляли Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, София Ротару, Алла Пугачева, Валерий Леонтьев и др.

Поскольку традиционная популярная музыка была основным, официальным направлением советской эстрады, она подвергалась особо тщательной цензуре. Музыка к песням обычно писалась членами Союза композиторов , а тексты песен — профессиональными и благонадёжными поэтами . Всё это определяло как высокие требования к материалу, так и узкие рамки творчества, особенно в плане лирики. Для эстрадных песен в основном писали либо патриотическую, либо любовную лирику.

6. Заключение

Советские власти почти всегда воспринимали всякую развлекательную музыку как явление прозападное, а значит вредоносное , пытаясь остановить ее естественное развитие и свести к минимуму влияние на широкие людские массы.

Культурное пространство СССР отличается сильной преемственностью относительно традиционного творчества. Оно подвергалось жесткой цензуре тоталитарного общества. С другой же стороны, именно этими факторами обусловлена самобытность и уникальность советского культурного и, соответственно, музыкального пространства.

Музыка в СССР прошла длительный путь, какие-то направления в музыки были полностью запрещены до периода политики гласности, как мы увидели это на примере рок-сцены. Какие-то жанры смогли сформироваться практически вместе с государством и пройти с ним весь его путь. На каждом этапе музыка оставалась неотъемлемой частью жизни общества, она сопровождала каждого жителя страны, менялась в зависимости от многих факторов, начиная с моды, заканчивая политическими интересами.

Сейчас можно с уверенностью говорить об уникальности советского, а теперь и российского музыкального пространства, с гордостью вспоминая многие объединения и коллективы, которые стоят на одном уровне с таким легендами как The Betles, Queen, Луи Армстронгом, Билли Холидеем и др.