В прошлом году часть иностранных компаний приостановила деятельность на неопределенный срок или вовсе покинула Россию. После этого многие предприятия испытывали трудности с оборудованием и материалами, в торговых центрах простаивало до 30% площадей, потребители не могли быстро найти аналоги привычным товарам. Эти события побудили нашу страну взять курс на активное импортозамещение и развивать те отрасли, которые зависели от зарубежных компаний.
Как же ситуация с импортозамещением обстоит сегодня и как сейчас с этим работать?
Кто пришел на замену?
Начнем с того, что многие компании перепродали свои предприятия российским предпринимателям. Например, Nike перешли в руки Inventive Retail Group, Levi’s – JNS, Valio передала права бренду «Велком». То есть потребители получают если не полностью идентичные, то очень похожие по качеству и внешнему виду аналоги.
Не желая терять «теплую» аудиторию, крупные интернет-магазины LaModa и Яндекс.Маркет перекупили остатки (а может и нашли обходные каналы для закупки) у любимых российскими покупателями компаний Uniqlo и IKEA.
Henkel просто сменил название, и теперь завод называется «Lab Industries». Аналогичная ситуация и у нескольких других популярных компаний.
Несмотря на то, что некоторые компании нашли возможность продолжить работу в нынешних реалиях, потребители все еще испытывают дефицит. Особенно сильно пострадал люксовый сегмент, ведь популярность таких брендов основывается на эксклюзивности и богатой истории. В России пока нет компаний, стоящих на одной ступени с Gucci, Dior и Balenciaga. Но все еще впереди!
Большие площади в ранее шумных ТЦ пустуют, но ситуация меняется. Активно расширяется компания Melon Fashion Group, которой принадлежат Zarina, Befree и Love Republic. Бренды из Турции, Китая и СНГ также стремятся завоевать любовь российских покупателей.
На сегодняшний день по информации АКОРТ (Ассоциации Компаний Розничной Торговли) каждый седьмой бренд из числа ушедших был замещен отечественными производителями. Динамика положительная, но еще много свободных мест осталось для небольших брендов и новых компаний, которые ранее не могли прорваться на переполненный рынок. Если вы являетесь частью такого яркого и перспективного бренда, то главное, что вам сейчас нужно – заявить о себе. Проанализировать сильные стороны компании, а также создать стратегию грамотного и эффективного продвижения может помочь маркетолог.
Самые перспективные ниши для импортозамещения
Сейчас появились шансы «пробиться» практически в любой нише, но есть сферы, которые особенно нуждаются в новых вливаниях и хороших специалистах.
1. Товары повседневного спроса.
На отечественном рынке не хватает предприятий по пошиву одежды и производству мебели. Также есть спрос на детские игрушки, обувь и аксессуары и другие товары.
2. Фармацевтика.
Сюда можно отнести не только лекарства, но и комплектующие к медицинскому оборудованию.
3. Автомобили.
Китайские авто активно заполняют российский рынок, но на новые марки достойного качества по привлекательной стоимости точно будет спрос.
4. Запчасти.
Рынок остро нуждается в запчастях как для автомобилей, так и для различного промышленного оборудования. Всегда в цене будут механические, гидро-, электро-, пневмомеханические и электронные устройства из качественных материалов.
5. Косметика и средства гигиены.
В этой нише зарубежные бренды занимали до 60% рынка. Трудность состоит в том, что клиенты, привыкшие пользоваться определенными средствами, неохотно переходят на отечественные аналоги, поэтому стоит сразу заложить бюджет на рекламу.
6. Строительные материалы.
В этой отрасли наблюдается острый дефицит даже простейших товаров: гвозди, саморезы, плитка, герметики, строительная химия.
7. IT.
Эта сфера «просела» наиболее сильно: доля импорта достигала 90%. Полупроводники – вот в чем сейчас особенно нуждается российское производство, но изготавливать их на своей территории пока не представляется возможным.
Господдержка отечественных производителей
Правительство всячески поддерживает компании, стремящиеся заменить зарубежных конкурентов.
Предприниматели и владельцы бизнеса могут рассчитывать на следующие виды поддержки:
- Налоговые льготы;
- Упрощение процедуры госзакупок;
- Мораторий на налоговые проверки для отдельных категорий;
- Льготное кредитование для малого и среднего бизнеса;
- Введение льготных каникул для сельхозпроизводства;
- Отсрочка исполнения обязательств по выданным ранее субсидиям для промышленных предприятий и ИП;
- Госгарантии для системообразующих предприятий при получении новых кредитов и реструктуризации имеющихся, возмещение затрат;
- Приостановление инициирования банкротства должников.
- Упрощенное получение разрешений и лицензий.
Этот список постоянно расширяется.
Россия все еще в самом начале пути импортозамещения, хотя уже и не совсем на старте. Наши предприятия активно развиваются и занимают освободившиеся ниши, но это процесс не быстрый.
Того, что конкуренты строили десятилетиями, от наших предпринимателей ждут уже завтра, а лучше бы еще вчера. И если производство при поддержке государства удастся наладить в ближайшее время, то следующий этап – получить лояльную аудиторию, которая будет покупать отечественные аналоги.
За последний год большинство маркетинговых агентств отметили у себя рост числа клиентов на 20-40%. 85% «новичков» — российские компании, 31% — компании из стран СНГ, 19% — из Азии. Столь резкая положительная динамика показывает, что предприятия, чья цель – импортозамещение, понимают важность продвижения и не скупятся на рекламу.
SMCG – маркетинговое агентство с экспертизой в различных нишах. У нас есть подтвержденные кейсы реализации стратегий для предприятий разного масштаба: от локальных до федеральных. Мы понимаем, как работает российский рынок, и точно знаем, как занять место даже в загруженной нише. Наш опыт позволяет брать проекты любой сложности, представлять аудитории абсолютно новый продукт/бренд, использовать в работе все имеющиеся способы продвижения.
Приглашаем вас познакомиться с нами поближе на straightmedia.ru!