Тема сохранения народа России важнейшая в нашем государстве. Но как его сохранить, каким радикальным способом увеличить рождаемость кратно, чтобы вытащить народ из демографической ямы?
Встреча с О.Н. Горемыкиным, создателем родового поместья, живущем в ПРП Славное Тульской области, была опубликована на Акцент ТВ. Мы перевели её в формат текста для того, чтобы и вы, наши читатели, могли познакомиться с интереснейшими мыслями участников разговора на эту важнейшую тему. .
- Олег, скажите, пожалуйста, как Вы считаете, преемственность поколений играет роль, как необходимое условие сбережения народа? Какую роль?
- Во-первых, что такое преемственность поколений? Это передача не только знаний, умений и навыков, это еще и передача культурных, духовных скрепов, которые соединяют поколения между собой.
Без преемственности поколений нет народа. Если посмотреть, что сейчас происходит в городах, когда поколение разрушается - связь между поколениями, то мы увидим, что поколения никак не связаны между собой. Люди встречаются дома по вечерам и друг другу неинтересны. Дети живут отдельно, старики живут отдельно, взрослые живут отдельно. А потом мы удивляемся, почему у нас приходят потом в школу и убивают детей. Именно по этой причине убивают, что нету духовных скрепов, нету духовных связей никаких. Для них люди это просто предмет окружающего мира.
Поэтому я считаю, что первейшей задачей государства, если оно взялось за сохранение народа России, что и прописано в Указе № 400 Президента РФ о стратегии национальной безопасности по сбережению народа России и развитию человеческого потенциала, именно сохранение преемственности является основным фактором. Не внутренний валовый продукт, а то, насколько у нас сохранена преемственность поколений.
Вот в чем смысл того, чтобы соединить поколения. А поколения мы можем соединить только в хозяйстве, в совместном хозяйстве на земле. Людям надо вернуть землю обратно.
Все, что у нас сейчас происходит, связано именно с тем, что у людей просто отняли эту землю. Отняли память историческую, родовую память. Знания утеряны. Люди забыли, кем они были сто лет назад.
Посмотрите. На Украине для них уже не важно, что их предки воевали с фашизмом. Им это уже не интересно. А это и есть то, что нас связывает. Это и есть, и является скрепом единого народа.
Например, что касается преемственности поколений. Я считаю, что это некая единая культурно-образовательная среда, в которой именно целью и задачей ставится сохранение преемственности поколений.
Например, если мы говорим о возрождении сельских территорий на основе поселений родовых поместий, то создание такой культурно-образовательной среды, я бы сказал, не то, чтобы основной момент, это цель, ради чего все это должно делаться. Именно здесь мы должны соединять людей.
Если по существу, что такое родовое поместье? Родовое поместье не предназначено для производства сельхозпродукции. Оно предназначено для производства «созидательного человека» - человека-труженика, человека-творца, цельного трудящегося человека. Вот в чем цель. А поселения в целом предназначены, чтобы из такого типа людей создавать единый народ. Именно через преемственность поколений. Именно через хозяйственные связи, через культурное общение, через передачу знаний. И в поселении родовых поместий для этого весь потенциал заложен.
- Там духовно объединенные люди на одной платформе. Там вопрос собственности решается коллективно. Хотя это разные вопросы. Поселения же разные бывают. У них мироустройства тоже внутри разные. Но вот это понятие, что земля не продается, оно уже исключает ту стержневую ошибку, о которой говорит Иван Викторович Пшеницы, оно исключает этот момент собственничества и момент конкуренции наследования этой земли. То есть, потенциал в родовых поместьях заложен все-таки грамотный. Но опять же все зависит от людей…
- Основная задача здесь в том, чтобы если поселения родовых поместий возникли стихийно, и многие из них существуют чисто на бумаге, неофициально, неформально… Да, они идеологически скреплены. Люди идеологически скреплены между собой. Но есть также и проблемы, которые существуют в этих поселениях. Они широко все известны. Если взять за основу поселения родовых поместий как основу возрождения сельских территорий, то естественным образом государство должно установить определенные правила по организации. Например, некий стандарт, где чётко было бы прописаны запрет на продажу земли, коллективная собственность и землепользование. Особый вид землепользования. Первый пункт, который должен быть принят, это принять вид разрешенного использования - родовые поместья.
Это земля из категории земель сельхозназначения, то есть она предназначена для объединения мультиотраслевой хозяйственной деятельности в целях развития, удовлетворения потребностей членов одной семьи.
Но это именно некоммерческая деятельность, то есть люди владеют землёй не в целях производства какого-то продукта, не в целях отчуждения последующего, а в целях именно сбережения человека.
Следующий пункт, например, некоммерческий характер деятельности на таком типе земли. Что это значит?
Вообще сама концепция сбережения России, развития человеческого потенциала, это некоммерческий процесс. Он не имеет цели в получении какой-то прибыли. И вся деятельность для достижения этой приоритетной цели должна регулироваться именно некоммерческими организациями. Поселения родовых поместья в сути должны быть некоммерческими. И та деятельность, которой они занимаются, это тоже некоммерческая деятельность. Но тут есть один такой нюанс.
Если в родовом поместье мы запрещаем, например, заниматься коммерческой деятельностью, то коллективно такой деятельностью заниматься можно, но только для достижения основных целей. Например, поселения зарабатывают денежку для того, чтобы построить школу, инфраструктуру, какую-то среду для детей, для людей. То есть, тратить денежки для уставных целей и задач. Это тоже, в принципе, вписывается в концепцию некоммерческой организации, некоммерческой деятельности.
Следующий вид. Когда говорят о земле и сельхозназначении, то у нас как произошло отчуждение, что мы сейчас видим в землепользовании? В землепользовании мы видим, по существу, определенные ограничения на виды деятельности. Но сама хозяйственная деятельность не отраслевая, она мультиотраслевая.
Что это значит? Это значит, что человек, проживая на земле, занимается не только сельским хозяйством, он занимается еще обучением и воспитанием детей, потом он вынужден производить, например, те вещи, без которых жизнь его будет неполноценной. Одежда, обувь…
На современном уровне эта мультихозяйственная деятельность в рамках целого поселения может привести к качественному скачку - не только к качеству жизни, но и к образу жизни. То есть, если мы будем на территории поселения создавать самодостаточные хозяйственные комплексы, то это будет новая страница в развитии сельских территорий.
Я вообще думаю, что поселение родовых поместий — это вообще новая форма коллективных хозяйств на земле. По существу, это должно быть так. Где основной целью будет являться не отраслевая - производство сельхозпродукции, как мы это привыкли видеть, как государство это представляет себе - а здесь главная цель человек.
- И его самообеспечение.
- Да. Все делается для того, чтобы человек смог оставаться человеком, чтобы появлялись новые поколения. Эти люди были бы не просто разделенные несчастные внутренние существа, а были цельными трудящимися людьми, творческими людьми.
- То есть, в таком принципе жизни, нового образа жизни на земле, идет возрождение традиционного уклада семейственности и нравственности, преемственности передачи знаний в рамках родовых понятий мира. Проживание определенных духовных единомышленников на определенной территории. Но здесь же идет еще сразу взаимодействие семей - в нашей традиционной русской культуре это общинность - и уже идет непосредственное возрождение привязки этих семей и общин к определенной территории, что накладывает свои отпечатки на хозяйственной деятельности. И возникает необходимость в объединении этих территориальных, скажем так, современным языком, областных общин, на кооперацию, взаимодействие между регионами. То есть в результате мы выходим на уровень государства?
- Конечно.
- А как побочное действие всех этих процессов решаются основные проблемы государства, которые мы знаем, как прирост ВВП, то есть обеспечение самого человека внутри семьи, внутри общины, оно решает стратегическую продовольственную программу. Ряд других проблем.
- Экология решается, демография решается.
- Детородность, прирост населения и так далее.
- Но я тут должен сказать, что почему люди будут объединяться на земле в некие коллективные формы хозяйства, на основе поселений родовых поместий, я должен тут сразу заметить.
Как происходит, что люди объединяются? Это должна быть некая культура определенного проживания семей на земле, определенное знание должно быть. Работа Ивана Викторовича показала, что человек должен быть в определенном геобиоцинозе. Я называю это обычным симбиозом. Что происходит (я хочу заметить сам механизм)? Когда человек в семье взаимодействует с окружающей природой, то налаживается определенный диалог с живыми организмами.
Осознанное отношение к окружающей природе становится причиной возникновения внутри человека зачатка коллективного самосознания (Иван Викторович не очень меня поддерживает в определении коллективного самосознания). И вот это коллективное самосознание в силу этого уклада объединяется с коллективным самосознанием других людей, других семей. Вот таким образом возникает душа народа, которая и становится причиной возникновения самого народа. То есть, сознательное отношение к окружающей природе, к окружающим организмам, взаимосвязь с ними, постоянный диалог. Те дачники, которые постоянно контактируют с живыми организмами, они же знают, что, когда сажают растения, ухаживают за животными, возникает некое единство с окружающим пространством, с живыми организмами. Так вот налаживается связь с Творцом, на самом деле. Через живых организмов мы именно взаимодействуем с Создателем. И вот так вот у нас рождается душа народа.
– Наверное, уже появляется автоматически ощущение и понимание пропускания через себя, через процессы понятия малой Родины.
- Конечно. Для человека это и есть Родина. Там, где он прирос, душой прикипел, где он живет полной жизнью, где у него рождается душа коллективная, для него это и есть Родина. А посмотреть в городах, например, я понимаю, что разные есть люди, но большинство людей, детей, для них понятия Родины нет. Как может быть квартира Родиной?
В квартире он знает только себя. А он даже соседей по лестничной клетке не знает. И для него он чужой человек. А на земле, когда человек проживает с семьей, он всех соседей знает, потому что они все вместе решают одни и те же задачи. Как быть человеком.
- А почему у дачников не возникает ощущения Родины?
- Во-первых, само пространство… Все необходимое на 6 сотках можно вырастить только используя интенсивные методы землепользования. Там нет никаких природосообразных, возобновляемых способов выращивания. Потому что площадь просто не позволяет. Поэтому у нас люди ставят дом на 6 сотках, который занимает 3 сотки, потом ставят теплички, гараж и маленькая грядка. Как это может восприниматься как Родина? Она воспринимается как собственность…
- Из которой надо выжать всё максимальное для своей семьи, а потом сам факт, что это собственность, что её можно продать, несовместим с понятием «Родина».
- Да. Посмотрите, например, на те проблемы, что возникают в СНТ, дачных кооперативах, садовых товариществах. Проблемы те же, и они связаны с тем, что каждый считает себя собственником, самым главным, а общего ничего нет. Конкуренция это нездоровая атмосфера. Потому что все основано на владении, на собственности. Дача – это не Родина.
- Олег, скажи, пожалуйста, чем наша традиционная семья и уклад отличается от других новых укладов семейственных?
- Ну, Иван Викторович правильно сказал, что это хозяйственный процесс. Дети должны быть в семье востребованы, желанны. В крестьянской семье они были всегда желанны, это была потребность, хозяйственный процесс. И дети приобщались к труду непосредственно в процессе хозяйственной деятельности вместе со взрослыми. У них были свои обязанности какие-то, им поручали различные направленные деятельности, какие-то поручения давали им. Убраться по избе, приготовить кушать, погулять со скотиной, попасти её. Это был целый мир для ребенка, в котором он обогащался постоянно.
Хозяйственный процесс всегда шел вместе с духовными процессами приобщения к этой природе. Установление связи между поколениями. В этой крестьянской семье все поколения проживали вместе. Дедушки, бабушки, взрослые, дети. Дедушки и бабушки всегда делились своими знаниями с внуками. Это непрерывный хозяйственный процесс, который сопровождался духовным обменом. Это то, что и увеличивает, и развивает человеческий потенциал.
Посмотрите, что сейчас происходит. Сейчас встает вопрос, что человек это и есть самый большой ресурс любой территории. Нет человека, нет территории. Уехал человек, значит территория голая. Чтобы вернуть туда людей, надо дать им землю, дать им возможность жить. И вот когда люди там начнут жить, у них будет возникать потребность рожать детей. Посмотрите в поселениях, насколько высокая рождаемость. Если взять каждую семью, то в среднем это 3-4 человека, 3-4 ребенка. А ведь, если верить данным, которые были до революции, люди рожали детей по 10-14. И это было нормально. Может, и была действительно смертность высокая, но все дети были желанные. И каждый был по-своему выдающийся человек. Они все вырастали именно настоящими творческими созидательными людьми.
В городах достаточно трудно заниматься непрерывным хозяйственным процессом. У нас что в городах происходит? Каждое поколение занимается своими делами. Разделение начинается с детского сада. Дети, взрослые ходят… нет общего уклада, нет единого образа жизни, где семья была бы объединена именно в едином хозяйственном процессе. У нас взрослые работают на одной работе, мамы работают на второй работе, одни детки уходят в ясли, другие детки идут в школу, третий уходит в институт. Все соединяются только вечером, встречаются в определенное время. Откуда здесь взяться хозяйственному процессу? Хотя и он есть. Ну хотя бы чисто бытовые хозяйственные процессы. Даже вот здесь можно использовать любой хозяйственный процесс для установления связи между поколениями. Я как это делаю? Беру ребёнка и вместе блины печём, распределяем бытовые обязанности. Договариваемся, как улучшить нашу жизнь, и вот нас будет порядок.
Это основная задача. И понятно, что в городских квартирах это трудно, но это можно же сделать. Это действительно реально помогает.
А если удается ребенка вывезти в деревню к бабушке, где он пообщается с животными, с растениями, с пчелками, это же внесет в него такое чувство, что мир огромный, что он живой, то это навсегда останется в ребенке.
Я хочу что сказать по поводу процесса воспитания и педагогики. Раньше такого понятия как педагогика или образование не было. Эти понятия выделились из хозяйственного процесса как некая часть целого. Поэтому, когда человека разделили, внутреннюю его деятельность на определенные виды деятельности, вот так возникло воспитание и образование. Тогда нам надо детей отдельно от хозяйственной жизни как-то воспитывать, как-то образовывать. Но в хозяйстве это единый хозяйственный механизм был.
Если с этой точки зрения рассматривать, то совершенно по-другому будут восприниматься труды Антона Семеновича Макаренко, который разработал теорию коллективизма, который своими делами реально доказал, что это очень здорово работает. Что коллективные меры воздействия на отдельных индивидуумов оказывают очень благоприятное воздействие.
Автор: Олег Горемыкин.