Найти тему
История и искусство / Artifex

Искусство батального жанра: репрезентация войны на полотнах

Оглавление

Очутимся в картинной галерее: в Эрмитаже или, скажем, в Третьяковке. Помните огромное количество залов выставок? Один из них – зал, в котором представлены картины с воинами и сражениями, собственно, батальный жанр.

Что такое батальный жанр? Баталия в переводе с французского языка дословно – битва. Батальный жанр – это жанр изобразительного искусства, в котором раскрывается военная тема: войны, сражения, битвы, военный быт.

Войны и битвы пронизывают все человечество от начала времен. Изображения сражений появляются в искусстве, уходя в глубину веков. Батальный жанр как жанр искусства появляется в XV в. В эти времена важные битвы изображались рельефами на арках зданий, триумфальных арках, в росписях ваз, на коврах, гобеленах, страницах книг, даже на иконах.

Почему батальный жанр пользовался популярностью у художников?

Художники изображали сцены боя, чтобы запечатлеть историческое событие, раскрыть исторический смысл, хронологию событий, значимых битв. Немаловажным было формирование исторической памяти своего народа о подвигах и героизме сражавшихся. Отсюда схожесть с историческим жанром.

К батальному жанру относятся не только военные события, битвы и сражения, но и быт военных и гражданских в период войн. Именно поэтому батальный жанр можно сравнить и с бытовым жанром. Также изображение подвига правителя, полководца как защитника населения (их жизни и быта), истребляющего врагов, воспевая честь и доблесть завоевателя было неотъемлемой частью батального жанра. Многие авторы-баталисты тонко чувствовали общественные настроения и транслировали через искусство патриотизм, престижность военной службы, почтение героизма и восхваление мужества воинов.

Раннее творчество художников на военную тематику было скорее сказочным сражением, максимально отделенным от реальности, но отражающим событие как таковое. Реалистичность произведения изобразительного искусства в батальном жанре получают в Эпоху Возрождения. Авторы изображали баталии и другие эпизоды войны максимально детально и в перспективе.

Творчество художников Эпохи Возрождения

Батальный жанр. «Битва при Сан-Романо». Паоло Уччелло
Батальный жанр. «Битва при Сан-Романо». Паоло Уччелло

Картина «Битва при Сан-Романо» – это триптих Раннего Возрождения. Уччелло писал произведение, состоящее из серии трех картин. Точно не известно, кто был заказчиком триптиха, скорее всего, богатая флорентийская семья Бартолини. Но доподлинно известно, что позже картинами завладела небезызвестная семья Медичи, так как до наших времен дошли сохраненные документы с переписью имущества семейства.

Сюжетом баталии является битва между флорентийцами и сиенцами, произошедшая в 1432 году при Сан-Романо. Флоренция, разбив сиенцев, одержала победу. Художник выделяется среди современников тонкой работой над перспективой.

Для реалистичности автор придает значение деталям, например, доспехам, как на переднем, так и на заднем плане; расположению отдельных персонажей в пространстве, в разных позах и ракурсах. По характерному сказочному стилю все еще узнается стиль готики и ренессанса времен Раннего Возрождения.

Позднее, в Эпоху Возрождения Леонардо да Винчи создал грандиозную фреску «Битва при Агиари», на которой изображена сцена сражения между флорентийцами и миланцами в 1440 году. Миланцы численно превосходили силы флорентийских войск, но тем не менее были разбиты небольшим флорентийским отрядом.

В первозданном виде мы никогда не увидим великолепную фреску да Винчи, так как она была навсегда утеряна. Самый большой проект мастера, который создан по заказу гонфалоньера Содерини, имел масштабы, превышающие размеры другого известнейшего произведения автора «Тайная вечеря». Хоть и произведение не дошло до нашего времени, знаменитый художник Рубенс сделал его копию по эскизу.

Батальный жанр. «Битва при Агиари». Леонардо да Винчи
Батальный жанр. «Битва при Агиари». Леонардо да Винчи

Батальный жанр в России

В России батальный жанр приходит с эпохой Петра I. При нем активно воспеваются русские победы императора и его полководцев. Русские художники-баталисты особенно тонко чувствовали патриотизм, поэтому русский батальный жанр пронизан преклонением перед мужеством русского народа, русских героев-освободителей и героев-завоевателей.

Гораздо позднее, в начале XX века, батальный жанр в периоды Первой Мировой Войны и Великой Отечественной Войны принял новый виток, так как был насыщен войнами и революциями, прокатившимися по всему миру.

Рассмотрим широко известные произведения батального жанра художников XIX – XX вв.

Батальный жанр. Франц Алексеевич Рубо. Панорама «Бородинская битва»
Батальный жанр. Франц Алексеевич Рубо. Панорама «Бородинская битва»

Картина была написана по личному заказу Николая II в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года. Рубо писал картину при участии военных консультантов для максимально подробной и достоверной интерпретации события. В 1912 году для панорамы специально выстроили павильон в центре Москвы, а также торжественно открыли.

К сожалению, после революции 1918 года долгое время огромная панорама «скиталась» по неподобающим для нее местам, была практически уничтожена и не подлежала восстановлению. Только спустя 50 лет картину отреставрировали, и к 150-летию Бородинской битвы поместили в музей-панораму на Кутузовском проспекте, где она хранится до сих пор.

Пройдемся по содержанию полотна. На картине показан решающий момент Бородинского сражения. Кутузовская армия и армия французов смешались, практически нельзя различить отдельных воинов. Этим автор хотел показать героизм русского народа, подчеркнуть, что победа была достигнута мужеством и отвагой всех русских воинов. Каждый из них – герой, каждый внес вклад в победу над врагом.

Стоит отметить действительно гигантские размеры картины: 115 метров в длину, 15 метров в высоту.

Художники изображали не только наземные бои, но также морские сражения. Главный русский художник-маринист Иван Айвазовский написал множество морских баталий. Айвазовскому было присвоено почетное звание «живописца Главного морского штаба». Еще со времен учебы в Академии художеств Айвазовский познакомился с великими флотоводцами: П. С. Нахимовым, А. И. Панфиловым и В.А. Корниловым. С ними художник выходил в морские путешествия, становясь свидетелем боевых действий в море.

Айвазовский – автор множества морских баталий. В своем творчестве художник прославил русский флот, раскрыл таланты выдающихся флотоводцев, запечатлел многие исторические события.

Батальный жанр. Иван Айвазовский. «Синопский бой»
Батальный жанр. Иван Айвазовский. «Синопский бой»

Синопский бой – это сражение в Синопской бухте между русскими и турками. Художник описывает события Крымской войны 1853-1856 гг. Иван Айвазовский написал две картины этого боя – днем и ночью. Именно ночью мы видим динамичность и экспрессию, яркие оттенки красного создают впечатление полного погружения в бой и присутствия как участника. Художник противопоставляет драматичный красный цвет разгромленного врага черному, спокойному, но трагичному цвету. На черной морской глади, в стороне, тихо и величественно движутся корабли победителей – русской эскадры. Эскадра флотоводца П.С. Нахимова отследила и разгромила вражеские турецкие корабли 18 ноября 1853 года.

Сам Нахимов отметил достоверность изображения битвы. Айвазовский в своей картине раскрывает историческое событие, вместе с тем показывает трагизм сражений, так как победы несут потери в виде гибели большого количества людей.

Творчество художников в период Великой Отечественной Войны

Хочется остановить внимание на картине Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Полотно можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. По сравнению с предыдущими картинами в этом произведении нет прямой битвы или сражения. Перед нами самое страшное и трагичное: смерть невинного ребенка-пастушка.

В своем творчестве художник Аркадий Пластов уделил много внимания военной тематике, но именно эта картина является самой трагичной. Ужасает, что в одно мгновение тихая, мирная, детская жизнь прерывается «шальным снарядом» фашистского врага. Фашисты не останавливались ни перед чем, истребляя людей, детей и все живое ради своих идей.

Рядом с мальчиком воющая собачка, означающая невыносимую тоску и скорбь о невинно убиенных и погибших в результате действий фашистского режима.

Аркадий Пластов «Фашист пролетел». 1942 год
Аркадий Пластов «Фашист пролетел». 1942 год

Наиболее яркая картина выдающегося художника Верещагина – «Апофеоз войны». Произведение хранится в Третьяковской галерее с оригинальным обрамлением. На резной раме читабельная надпись: «ПОСВЯЩАЕТСЯ ВСЕМ ВЕЛИКИМ ЗАВОЕВАТЕЛЯМ, ПРОШЕДШИМ, НАСТОЯЩИМ И БУДУЩИМ».

Наше видео о Верещагине смотрите здесь: https://dzen.ru/video/watch/5eda55420150672d6eb48c51

Василий Верещагин был действующим военным, принимающим участие в реальных сражениях и боевых схватках. За годы службы художник повидал немало битв, последствия которых произвели на автора огромное впечатление. Впоследствии художник выпустит цикл картин с пацифическим смыслом о том, что война – это смерть, и никакие идеи не стоят жизней людей. Становлению позиции художника способствовали его путешествия.

Верещагин побывал в восточных странах, где преобладали самые жестокие расправы и войны, в Туркменистане, в Китае. По одной из версий, картина посвящена Тамерлану, крайне жесткому средневековому правителю, отдававшему приказы складывать в пирамиды черепа врагов. По другой версии, картина создана под впечатлением от борьбы с угасающей великой китайской династией Цин, где мусульмане буквально вырезали китайцев, оставляя за собой горы трупов, превращающихся в скелеты.

Достоверно известно, что произведение создано таким образом, чтобы обезличить принадлежность к определенному событию, но максимально раскрыть сущность кровопролитных сражений. По мнению Верещагина, войны приводят к единственному итогу. Над сюжетом картины, несущей философский смысл, а также прилагающейся надписи, автор предлагает подумать всем будущим поколениям.

Василий Верещагин. «Апофеоз войны»
Василий Верещагин. «Апофеоз войны»

Выделим другие известные произведения художников-баталистов разного времени.

«Сдача Бреды» или «Копья» Диего Веласкес (1634-1635гг.)

«Трафальгарская битва» Уильям Тернер (1806-1808гг.)

«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием» Карл Брюллов (1839-1843гг.)

«Переход Суворова через Альпы» Василий Суриков (1899г.)

Автор: Александра Юрьева

А у вас есть любимые произведения в батальном жанре?