Найти в Дзене

Советская мафия против Голливуда: неизвестные подробности съемок "Петра Великого"

Снятый в СССР американский телесериал "Петр Великий" давно и заслуженно забыт зрителями. Интересно будет вспомнить его лишь по той причине, что проект едва не был сорван… мафией Суздаля. СССР и США крайне редко выпускали совместные фильмы. Один из самых знаменитых проектов - "Синяя птица" Джорджа Кьюкора, снятая совместно студиями 20th Century Fox и "Ленфильмом" в 1976 году. Главные роли в ленте исполнили Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Олег Попов, Маргарита Терехова, Георгий Вицин, советская балерина Надежда Павлова и другие артисты. В этом фильме должен был сниматься и американец Джеймс Коко, но в СССР он никак не мог привыкнуть к местной пище. У Коко получалось есть только хлеб с маслом. А на такой диете у него развилось заболевание желчного пузыря, и актер вернулся на родину к любимым хот-догам и гамбургерам. Несмотря на весь звездный ансамбль, фильм не получился и нигде особого успеха не имел - ни в США, ни в СССР. В начале 1980-х Сергей Герасимов воскресил интерес ко в

Снятый в СССР американский телесериал "Петр Великий" давно и заслуженно забыт зрителями. Интересно будет вспомнить его лишь по той причине, что проект едва не был сорван… мафией Суздаля.

Элизабет Тейлор в фильме "Синяя птица", 1976
Элизабет Тейлор в фильме "Синяя птица", 1976

СССР и США крайне редко выпускали совместные фильмы. Один из самых знаменитых проектов - "Синяя птица" Джорджа Кьюкора, снятая совместно студиями 20th Century Fox и "Ленфильмом" в 1976 году. Главные роли в ленте исполнили Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Ава Гарднер, Олег Попов, Маргарита Терехова, Георгий Вицин, советская балерина Надежда Павлова и другие артисты. В этом фильме должен был сниматься и американец Джеймс Коко, но в СССР он никак не мог привыкнуть к местной пище. У Коко получалось есть только хлеб с маслом. А на такой диете у него развилось заболевание желчного пузыря, и актер вернулся на родину к любимым хот-догам и гамбургерам. Несмотря на весь звездный ансамбль, фильм не получился и нигде особого успеха не имел - ни в США, ни в СССР.

Максимилиан Шелл в фильме "Петр Великий", 1984
Максимилиан Шелл в фильме "Петр Великий", 1984

В начале 1980-х Сергей Герасимов воскресил интерес ко времени Петра Великого лентами "Юность Петра" и "В начале славных дел". И американцы из NBC решили сделать свой телесериал из жизни русского императора. Это была очередная американская клюква о России, но только в этот раз съемки должны были происходить в нашей страны. Поэтому CNN заключила контракт с "Совинфильмом" и договорилась пригласить в ленту советских артистов. Именно на съемках этого фильма исполнитель заглавной роли знаменитый актер Максимилиан Шелл влюбился в советскую актрису Наталью Андрейченко, игравшую как раз-таки нелюбимую жену Петра Евдокию Лопухину. И вскоре сделал ей предложение, которое "леди Совершенство" приняла. Сериал также собрал звездную команду. С американской стороны кроме Шелла снимались Ванесса Редгрейв, Омар Шариф, Лоуренс Оливье, Ханна Шигулла, Урсула Андрес, Лили Палмер. С нашей - Борис Плотников, Всеволод Ларионов, Роман Филиппов (ранее он уже снялся в дилогии Сергея Герасимова), Борис Щербаков. Причем это был не совместный советско-американский фильм, а именно американский, но снятый на территории СССР и с советскими артистами. Его съемки едва не сорвались самым неожиданным образом.

Наталья Андрейченко  в фильме "Петр Великий", 1984
Наталья Андрейченко в фильме "Петр Великий", 1984

Для картины требовались обширные декорации, и строить их решили в древнем русском городе Суздале, который и сам был настоящим памятником под открытым небом. В феврале 1983 года телекомпания NBC перевела несколько сот тысяч долларов "Совинфильму" для начала строительства целого древнерусского городка в пойме реки. Но стройка не начиналась, хотя на место прибыл строительный кран, привезли массу стройматериалов. При этом многочисленные костюмы, парики, мебель, прочие предметы реквизита делали на заказ в Италии, отказавшись от услуг студии им. Горького.

Борис Плотников  в фильме "Петр Великий", 1984
Борис Плотников в фильме "Петр Великий", 1984

Неожиданно в ЦК КПСС пришло письмо от партийного руководства Владимирской области - там якобы прочли сценарий "Петра Великого", сочли его искажающим русскую историю и потребовали проект закрыть. В письме были и сообщения о том, что члены американской съемочной группы идеологически разлагают жителей Суздаля и участников съемочной группы с советской стороны. В частности, упоминались фамилии советских и американских граждан, вступивших в половую близость с иностранцами.

Ванесса Редгрейв  в фильме "Петр Великий", 1984
Ванесса Редгрейв в фильме "Петр Великий", 1984

Сигнал вначале показался весомым, так что сценарий был оперативно проверен на предмет "искажения истории" писателем патриотом отечественной истории Юрием Нагибиным. Тот ничего оскорбительного не обнаружил. Однако во Владимире настаивали - фильм надо запретить. Но тут уперлись рогом уже в Госкино СССР. К тому времени американцы заплатили сотни тысяч долларов, ожидались новые платежи. Стране нужна была валюта, а разрешение на съемки в NBC получили из секретариата ЦК КПСС. В Суздаль выехал один из заместителей председателя КГБ Виктора Чебрикова, чтобы разобраться с тем, что там происходят, и почему волынят со стройкой городка для американцев. Тут и открылась правда, которая поразила даже привыкшую ко всему Москву.

-6

Оказалось, что у некоторых жителей маленького Суздаля имелись очень большие деньги. К примеру, по данным городских сберкасс, целых 11 (!) жителей Суздаля были... официальными миллионерами. Они держали на разных именных и срочных вкладах на предъявителя более одного миллиона рублей каждый, что в СССР могли себе легально позволить разве что Вольф Мессинг с Леонидом Утесовым. А по оценкам проверяющих товарищей, в стеклянных банках этих самых миллионов рублей у суздальчан хранилось гораздо больше. Но откуда? На тех самых пойменных землях, где собирались начать строительство городка для сериала, все было белым бело от пленки – там в парниках выращивали ранние огурцы. Один такой садовод-огуречник с домашнего легального огорода в шесть соток легко "снимал" в сезон до 5 тысяч рублей чистой прибыли (ранние огурчики на рынках стоили намного дороже обычных), а на ничейных землях размах был гораздо более широким.

-7

Власть суздальской огуречной мафии была огромна, этими шальными деньгами она могла легко "смазать" всех - от народного контроля и милиции до обкома партии. Гонцам из Москвы пришлось вызывать подмогу. Старая площадь надавила, и Суздаль подчинился. Стройка началась, но потерявшие свои барыши миллионеры-огуречники не могли успокоиться. Въехавшие в СССР две фуры с итальянскими париками и костюмами просто исчезли в неизвестном направлении. В NBC понимали, что дальше тянуть нельзя, поэтому сделали срочный заказ на другую партию реквизита. И вдруг через две недели фуры нашлись. Они заехали в съемочный городок в сопровождении милицейских машин с мигалками. Оба водителя не могли внятно объяснить, куда они подевались - несли что-то маловразумительное.

На съемочной площадке фильма  "Петр Великий", 1984
На съемочной площадке фильма "Петр Великий", 1984

Это была, вероятно, последняя попытка огуречной мафии сорвать съемки на плодородной суздальской земле. "Петр Великий" был снят, но и его, к сожалению, никак не назовешь событием в кинематографе. Сегодня этот сериал можно пересматривать разве что ради наших прекрасных артистов, особенно Бориса Плотникова, который великолепно сыграл царевича Алексея. Что до чисто эстетического удовольствия, то получить его вряд ли получится. По степени аутентичности этот фильм можно сравнить с "Тихим Доном" Сергея Бондарчука. Лучше уж в очередной раз пересмотреть отличный сериал Ильи Гурина "Россия молодая" или упомянутую выше дилогию Сергея Герасимова с замечательным Дмитрием Золотухиным в главной роли.