"Мне хочется позлиться, я от этого чувствую себя лучше", —
восклицает главная героиня, Лоранс. И мы сразу понимаем, кто перед нами.
"Сколько лет нам осталось? Давай прожрём их так, чтобы ни о чём не жалеть", —
а это слова её супруга Пьера, и с ним нам тоже всё понятно.
Ёмко, хлёстко, иронично. И в тоже время драматично, серьёзно и глубоко. Да, я снова посмотрела новый спектакль и сейчас вам о нём расскажу. Итак,
Антреприза "Почему каждый раз"
Спектакль продюсерской компания М-Арт "Почему каждый раз" поставлен по пьесе современных французских драматургов Жеральда Сиблейраса и Жана Делля (написана пьеса в 2005 году) в переводе И. Именитова «Une heure et demie de retard»/Опоздание на полтора часа».
В роли Лоранс: советская и российская актриса театра, кино и дубляжа, телеведущая, заслуженная артистка России Людмила Артемьева.
В роли Пьера: советский и российский актёр театра и кино, педагог, заслуженный артист России Алексей Якубов.
Режиссер: Юрий Стромов.
Шикарный дом на западе Лондона, украшенная ёлка, рождественский вечер. Респектабельная супружеская пара приглашена на званый ужин к друзьям. Отказаться нельзя, повод более чем значимый: удачная продажа Пьером акций компании. Но вдруг перед самым выходом Лоранс говорит, что никуда не пойдёт. Ей просто необходимо прояснить некоторые моменты. Пьер отводит на разговор десять минут, но в итоге он затягивается на полтора часа.
Замечу сразу, что в конце спектакля не очень-то понятно, отправится в итоге пара в гости или так и останется дома. Но зато перед зрителями предстаёт ретроспектива: долгая жизнь Лоранс и Пьера в браке.
Драма и комедия, смех и слёзы. Слишком тонкая грань
Вопросы в постановке поднимаются исключительно серьёзные, при чём такие, которые рано или поздно коснутся каждого из нас.
"Я что-то очень важное пропустила в своей жизни", —
с таким надрывом и болью восклицает Лоранс, что зритель в зале невольно оглядывается на свою жизнь. "А что со мной? С моей жизнью всё в порядке?" — задаётся вопросом каждый.
Лоранс несчастна.
Дети выросли, они улетели из родительского дома, у каждого из них своя жизнь. Лоранс признаётся. что всё время чего-то ждала. Окончания школы, любви, замужества. Ждала, когда муж сделает карьеру. Потом появились дети, и снова приходилось ждать. Первый шаг, первое слово, первые успехи. Всё это тянулось бесконечно. Лоранс даже хотелось быстрее стать бабушкой. А потом какой-то миг, который она даже не заметила...
И всё случилось и сбылось. И закончилось. Жизнь подошла к концу, а впереди — ничего. Спешить больше некуда. Нечего ждать. И даже творчество не приносит радости и успокоения. Картины, которые рисует Лоранс, кажутся ей банальными и пустыми. Муж занят своими делами, ей грустно и одиноко.
Перед нами совершенно безрадостная картина. Выхода нет.
Но не тут-то было. Нам не дают погрузиться в беспросветную пропасть, подхватывая точно в тот момент, когда накал спектакля подталкивает в эту пропасть отчаянья упасть. Герои настолько самоироничны, настолько позитивны даже в своём горе, что зрителей моментально перекидывают в другое состояние. Зал улыбается. Юмор спасёт этот мир, и героев нашего спектакля тоже.
Никогда не поздно
Весь спектакль герои балансируют на этой грани. Любви и ненависти, горячей благодарности друг к другу за прожитые годы и внезапного сожаления, что они достойны чего-то другого, возможно, куда лучшего, и жизнь прошла как-то не так.
Их обвинения и горьки, и абсурдны, а потому невероятно смешны:
"Если бы ты бил меня, — восклицает Лоранс, обвиняя мужа в своей несостоявшейся карьере, — у меня был бы шанс начать всё сначала. Но ты стал хорошим мужем."
Они репетируют надгробные речи друг для друга, но зрителю уже понятно: эти двое не представляют жизни без своей второй половины. И даже сейчас они готовы и договариваться, и меняться. Способны слышать друг друга через столько лет: так, Лоранс соглашается с Пьером, что слишком трепетно относится к семейному гнездышку. И пара начинает крушить всё вокруг. Сначала на пол летят салфетки. Затем одежда. Богемский сервиз: почему нет? Но есть и грани, которые переходить нельзя. И тут на помощь снова приходит юмор. А чтобы узнать какой, вам стоит посетить спектакль. Вы же всерьёз не думали, что я вам сейчас всё расскажу?
Герои обсуждают и свою сексуальную жизнь. Интересно построен ассоциативный ряд. Разговор идёт о детях, о дочери, которая сполна наслаждается жизнью в обществе интересного серфера. Кавалеру дочери достаётся своя порция шуток:
"Два метра в длину и шестьдесят сантиметров в ширину. Он проводит на этой доске всю жизнь. Гонит волну."
Лоранс вздыхает: пусть хотя бы у дочери будет здоровая сексуальность. Пьера задевает то, что жена будто списывает их со счетов. И на предложение Лоранс посмотреть правде в глаза отвечает новым планом. Ничего не потеряно, пока люди друг друга волнуют и ценят. И пусть это уже совершенно не так, как было в двадцать лет. Оказывается, даже скрипящая половица в гостиной может стать элементом сексуальной игры. Всё только начинается.
Интересные приёмы
На сцене перед нами всего два человека, но для создания полноценной истории используется интересный приём. Одна из картин, висящих в фешенебельной гостиной, на самом деле представляет из себя экран. И время от времени нам показывают прекрасные кадры кинохроники. Так мы погружаемся в прошлое Лоранс и Пьера, знакомимся с их детьми.
Кинохроника дарит отдельное наслаждение. Каждая деталь продумана, каждый нюанс важен. Это невероятно смешно, потому что бьёт точно в цель: по штампам, клише, которые на самом деле всем нам знакомы не понаслышке. Зритель снова видит на экране себя и своих близких. В разных ролях.
Ну и конечно волшебство было бы невозможно без потрясающей игры актеров. Людмила Артемьева в роли Лоранс капризна, игрива и язвительна. Алексей Якубов ироничен, монументален и самоуверен. Это просто бесподобно. А потому обязательно надо смотреть!
Обязательно пишите, что смотрели, что планируете посмотреть в новом театральном сезоне. И как относитесь к антрепризам.
Если вы всё пропустили - для вас подборка по другим театральным рецензиям
Кроме того, на моём канале много интересного, в основном о книгах и писателях. Не забудьте подписаться! А если вы уже подписаны, заходите на канал самостоятельно, Дзен снова шалит и не показывает материалы даже подписчикам. Надеюсь, это скоро пройдёт!
О спектакле "Почему каждый раз" вам рассказывала Есипова Оксана
❤️❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️ Мои книги на Литрес с реф ссылкой
Приглашаю на мою страницу Литрес за книгами. Переходя по ссылке, вы получите скидку 10%. Также приобрести книги со скидкой 20% можно у меня в группе вк и тг канале.
Опасная связь (мистический детектив, магический реализм)
Открыть за две минуты до полнолуния (фантастический любовный роман)
Отдайте вашего мужа (короткий любовный роман, мистика)
Дар (фэнтези повесть) Старый вагон (рассказ)
Старый вагон (аудио) Пятьдесят снежинок (рассказ, полная версия)
А ещё сборники рассказов и многое другое!