Мой дед, Шеремецкий Петр Лазаревич – еврей по рождению и, как это ни странно, по всем советским документам. Родился он в Виннице, имел родителей, младшего брата и двоюродных сестёр. К сестрам в родной город дед часто ездил в послевоенное время. Какие-то родственники на рубеже 70-80-х годов эмигрировали из Украины на Северо-Американский континент. Это все, что мы знаем о его семье.
Не то чтобы рассказы о семье были табу. Просто с июля 1941 года, когда 19 числа фашистская армия заняла Винницу, о родителях деда ничего не известно. Они либо погибли от бомбежек, либо были расстреляны при массовых облавах. Вряд ли прадед и прабабка оказались на принудительных работах в Германии - где-то в европейских архивах или в Яд Вашеме это скорее всего бы «всплыло». После войны, по своим каналам в МВД и Министерстве Обороны дед пытался найти хоть какие-то сведения. Но безрезультатно.
Уже после смерти деда, лет 10 назад, я подала запрос в Винницкий архив, с просьбой выдать справку о его рождении. Если бы я тогда была умнее, запросила бы все данные, содержащиеся в актовой записи.
Данных для заказа справки у меня было мало: ФИО деда, его полная дата и место рождения (благо, в 1921 году существовавшая тогда УССР уже три года жила по григорианскому календарю), имя отца моего деда (Лазаря Марковича) и адрес, где тот жил в Виннице до войны. Последние два факта я выискала в служебной книжке красноармейца. Так что храните любые документы, выписывайте в хронологическом порядке и систематизируйте все сведения из них – это полезно!
Державный архив Винницкой области совершенно бесплатно (сейчас эта услуга оказывается за плату) прислал мне справку. В ней содержаться следующие данные.
Во-первых, мой дед при рождении получил имя Пейси. Практика замены традиционных еврейских имён на «русскоязычные» созвучные, близкие по значению или совсем иные, была весьма распространена в советской стране. Так что если вы всю жизнь жили с бабушкой-еврейкой Анной, совершенно не факт, что в записи о рождении фигурирует именно это имя.
Родителями Пейси были Лейзер Морткович Шеремецкий и Груша Золковна. И всё…
Попробуем вытащить из этих скудных сведений дополнительную информацию.
Искать данные о прадеде Лазаре (Лейзере) можно, согласно «Dictionary of Ashkenazic Given Names. Their Origins, Structure, Pronunciation, and Migrations» Александра Бейдера (https://forum.j-roots.info/viewforum.php?f=98), используя огромную вариацию созвучных имён в русском написании: Лазар, Лазарь, Лазер (Elozer), Лейзар, Лейзер, Лейзор (Elieyzer). Отца Лейзера (моего пра-пра-деда) звали, скорее всего, Мортко. Но может быть, Мордка, Мордус, Мордух (ш), Мордухай, Мортха (Mortkhe). Прабабка Груша, вполне могла быть Грункой, Грунце, Груней или Грухой (Grune). А её отца – Золя, Зорах, Зорух (ZOREKH) или даже Зелко (Zelikman). От этого разнообразия голова, конечно, идёт кругом. Но зато я знаю хотя бы имена!
В современной ситуации «раскручивать» винницкую ветку родственников с помощью архивных запросов или самостоятельного посещения архивов очень сложно. Но на будущее у меня есть шифр дела из Винницкого архива, в котором содержатся данные о рождении деда. Лишь бы архив уцелел!
Немного о шифрах. Все архивные хранилища организованы примерно одинаково. Есть расхождения, но их подскажут сотрудники конкретного учреждения. Или сами разберётесь.
Всегда есть элементарная единица хранения – дело. В дело может входить метрическая книга, сборник приказов и даже всего один листик из документа. Дела систематизируют и группируют по какому-либо признаку и, одновременно, временному отрезку. Составляю опись. Это как бы следующий уровень хранения. Группы описанных дел уже помещают в фонд.
Чтобы было легче понять, представим, что вы решили навести порядок на кухне. У вас есть вилка и ложка, чашка и тарелка, кофеварка и микроволновка. Каждый из этих предметов – это архивное дело. Вы садись за стол, берете несколько листов бумаги и пишите. На первом листе перечисляете все ложки и вилки. На втором – чашки и тарелки. На третьем – бытовую технику. Отлично, у вас получилась три описи – столовые приборы, посуда и бытовая техника. Ваша кухня, на которой хранятся все эти бесценные предметы быта – это архивный фонд.
Шифр документа, содержащего данные о рождении моего деда Петра Лазаревича Шеремецкого следующий:
Фонд – Р-6129. Книги записи актов цивильного стану по населенным пунктам Винницкой области. То есть в фонде собраны все акты гражданского состояния Винницкой области по районам в хронологических рамках с 1918 по 2010 годы. Хронологические рамки большие, но это не всегда значит, что данные представлены за все означенные годы. Многое зависит от сохранности документов, механизма и времени их передачи в архив и т.д.
Опись 5. – м. Винница. То есть в 5-ую «группу» входят документы только по местечку Винница. Хронологические рамки здесь уже – с 1920 по 1936 гг. Для территорий, находившихся в оккупации фашисткой армией сохранность документов вообще очень плохая.
Дело 3 – Книга регистрации актов про нарождения за 1921 год. Хронологические рамки с 06.01.1921 по 25.05.1921. Записи о рождении детей за более поздние и более ранние временные отрезки хранятся в делах с большим или меньшим порядковым номером соответственно.
Но пока путь к архиву Винницы тернист и не очень понятен, у меня возникла идея «сплошным поиском» найти представителей фамилии Шеремецкие. Фамилия редкая, источников в сети уже довольно много. Это обнадеживало. Что из этого получилось - - читайте в следующих выпусках.
#ГАВО #ДАВi #генеалогия #Шеремецкие