Найти тему
Eurasia Daily

Российская нефть не сбавляет ход по Северному морскому пути

Несмотря на задержки танкеров на Северном морскому пути, компании продолжают обкатывать арктический маршрут в Азию. Нехватка ледоколов и судов ледового класса не позволяют превратить в ближайшее время Северный морской путь в полноценный маршрут транспортировки российской нефти в Азию. Но к концу сентября его пройдут уже 12 танкеров с грузом более 1,2 млн тонн — из портов Балтики и Мурманска.

Танкеры продолжают везти российскую нефть из портов на Балтике по арктическому маршруту в Китай. По данным АИС судов, «Проспект Вернадского» — последнее судно, которое отправилось в рейс по Северному морскому пути (СМП). Он вышло 3 сентября из Приморска и ко 2 октября планирует доставить в китайский Ричжао до 113 тыс. тонн нефти.

Судно станет шестым танкером, который доставляет российское сырье и нефтепродукты из балтийских портов в Китай по СМП. Такие поставки начались в этом году — с июля, когда началась навигация в Арктике.

Кроме того, с балтийского завода СПГ «Портовая» в Китай по арктическому маршруту ушел еще и газовоз «Великий Новгород», на борту которого находится 100 млн кубометров газа в виде СПГ.

Еще пять нефтяных танкеров пошли по СМП из Мурманска.

Всего к началу октября нефть, нефтепродукты и СПГ из России в Китай по СМП доставят 12 танкеров. Общий объем нефти может превысить 1,2 млн тонн (9,3 млн баррелей).

Очевидно, что на этом перевозка этого года может не остановиться и некоторые суда сделают еще по рейсу. Например, танкеры NS Arctic, «Приморский проспект» и «СКФ Балтика» возвращаются обратно также по СМП и их разрешение на проход арктическим маршрутом действует до конца октября — середины ноября.

Независимый промышленный эксперт Максим Худалов оценивал, что перенаправление нефти из балтийских портов на СМП не может быть большим, если речь идет только об изменении маршрута танкеров, — уйдет примерно месячный объем отгрузок, 5−7 млн тонн.

Идея смены маршрута — экономия затрат. Путь по СМП сокращается на треть и должен занимать месяц вместо полутора, которые уходят на транспортировку вокруг Европы и через Суэцкий канал. Однако в первый год запуска доставки российской нефти и СПГ с балтийских портов в Азию по арктическому маршруту не все пошло гладко. Так, два из шести нефтяных танкеров, NS Arctic и «Приморский проспект», вынуждены были остановиться на шесть дней в Восточно-Сибирском море и маневрировать в ожидании ледокола. Также сутки в ожидании ледокола провел и газовоз «Великий Новгород».

Связаны ли задержки с желанием заказчиков сэкономить на проводке ледоколами, неожиданным ухудшением ледовой обстановки или нехваткой самих ледоколов, неизвестно. «Совкомфлот» и «Атомфлот» так и не ответили на запросы EADaily. В то же время большая часть ушедших танкеров обладает ледовым классом, но недостаточным для полностью самостоятельного прохода Северного морского пути даже в условиях открытой навигации. Для сравнения — газовозы, обслуживающие «Ямал СПГ», без каких-либо задержек следуют по СМП самостоятельно.

В 2022 году правительство утвердило программу, включающую строительство 50 ледоколов и судов ледового класса для работы на СМП до 2035 года. Однако аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин отмечал, что президент поручил увеличить грузопоток по СМП до 80 млн тонн к 2024 году, то есть за год нужно как-то нарастить объем перевозок более чем в два раза. А пополнение флота не будет быстрым.

«Пожалуй, у меня наибольшую озабоченность вызывает как раз доступность в достаточном количестве флота ледового класса. Просто в мире пока в том объеме, который необходим, чтобы 200 млн тонн перевозить уже через семь-восемь лет, его нет. А цикл производства большого танкера ледового класса — это же не месяцы, а это годы», — сказал на прошлой неделе в интервью РБК министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

В «Росатоме» уже заявляли о том, что, возможно, придется привлекать другие страны.

«Спасибо Минпромторгу, который активно включен в эту работу. Исследуются возможности как отечественной промышленности, так и возможности привлечения компетенций иностранных верфей для того, чтобы эти ледоколы были построены на отечественных мощностях», — говорил в марте РИА Новости замглавы Дирекции Северного морского пути «Росатома» Максим Кулинко. Он пояснял, что речь идет о Турции и Китае: «У обеих стран есть компетенции. И та, и другая страна, по нашему запросу, предоставили свои предложения».

В 2015 году консорциум АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и «Газпромбанк» создали судостроительный комплекс «Звезда». В портфеле верфи более 60 судов.

«Пилотную загрузку комплексу обеспечивает ПАО «НК «Роснефть», которое заключило эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях, а также контракты на проектирование, строительство и поставку многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, танкеров типа «Афрамакс», арктических танкеров-челноков ледового класса Arc7, арктического танкера-челнока дедвейтом 69 тыс. тонн и бурового судна. Дополнительные заказы получены от компаний «Росморпорт», «Совкомфлот» и «Газпром», «Атомфлот», — сообщает «Звезда». По данным комплекса, в портфеле заказов находятся 12 танкеров класса «Афрамакс» усиленного ледового класса и четыре из них уже выполняют рейсы.

Сегодня президент России Владимир Путин принял участие в торжественной церемонии имя наречения арктического танкера-газовоза «Алексей Косыгин» и танкера-челнока «Валентин Пикуль».

«Развитие такого флота имеет огромное значение для нашей страны — арктической державы, востребовано для реализации нашей долгосрочной стратегии по освоению Арктики, для обеспечения надёжных перевозок на Северном морском пути, на глобальных транспортных, логистических маршрутах, для укрепления энергобезопасности нашей страны, да и всего мира», — сказал президент.

До начала СВО на Украине технологическом партнером по строительству танкеров на СКК «Звезда» выступала южнокорейская Samsung Heavy Industries. Но в прошлом году она покинула проект.

«Что касается судов для транспортировки. Потенциальный заказ мы видим 70. 26 сейчас строится на „Звезде“. Самое главное — это танкеры-газовозы для СПГ. Проект начинали с корейцами. Корейцы подписались на 15, 5 достроят со „Звездой“. На 10 договариваемся с коллегами из Китая», — говорил в июне на XXVI Петербургском международном экономическом форуме статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.