Художник, музыкант и писатель резко раскритиковал коллег, которые в начале СВО поспешили эмигрировать и осуждать Россию. Он считает, что они должны были разобраться в ситуации, а не бежать от трудностей.
- Когда началась спецоперация на Украине, многие представители творческой среды поспешили осудить действия России. Очень много музыкантов, актеров и блогеров в один момент отреклись от своей страны и уехали за границу. А там уже высказывали расхожие либеральные взгляды о «кровавом режиме Путина».
- Считаю, что эти люди даже не стали разбираться в ситуации. Они просто испугались за свой комфорт и репутацию. Поэтому проще было уехать и принять мейнстримную позицию Запада. Но настоящий гражданин должен разобраться в происходящем, а не бежать от трудностей.
- В целом, российская творческая среда в массе своей настроена либерально и оппозиционно. Эти люди критикуют власть, поддерживают западные ценности, а не интересы своего народа и страны. И это огромная проблема, которую нужно решать.
- Я вырос на рэп-культуре 1990-х — слушал Bad Brains, Cypress Hill, Beastie Boys. Это были настоящие художники, чей творческий поиск вдохновлял. Мы с друзьями часами разбирали сложные метафоры и аллегории в текстах, искали скрытые смыслы. Рэп казался зашифрованным посланием, которое нужно раскодировать. Это увлекало и развивало.
- Но сегодняшний российский рэп меня разочаровывает. Где та глубина и талант? Почему многие тексты сводятся к набору пошлостей и стереотипов? В тренде сейчас примитивные песни про деньги, модные бренды и прочий гламур. Их можно понять с первого прослушивания — никакой загадки или двойного дна.
- Никто не против легкой, позитивной музыки для танцев и вечеринок. Но почему рэп, который изначально был искусством улиц и отражением реалий, превратился в это? Современная молодежь заслуживает более качественный, развивающий контент. А вместо этого ей внушают образы потребительского рая.
- Дело в том, что российская музыкальная индустрия во многом живет по западным стандартам. Нас захлестнула волна массовой американской культуры. И в рэпе мы зачастую копируем самое примитивное и коммерческое. А где самобытность и национальный колорит?
- Я не против заимствований лучших сторон западной культуры. Но давайте перенимать не пошлятину ради прибыли, а творческие находки и интересные эксперименты. В США и Европе есть направление сознательного рэпа, критикующего власть и общество потребления. Это настоящее искусство. А мы часто копируем самую поверхностную часть американской поп-культуры.
- Вместо этого российские рэперы могли бы черпать вдохновение в национальной поэзии и литературе — Пушкине, Есенине, Высоцком. Это гораздо интереснее и перспективнее, чем бездумно читать про «сумочку от мужа». Почему бы не совместить рэп с перлами Серебряного века? Эксперименты Маяковского и Хлебникова вполне в духе рэп-культуры. Их творчество — отличная основа для современных интерпретаций.
- Но пока всего этого мы почти не видим и не слышим в российском рэпе. И виноваты не только сами артисты — они лишь плод системы. Большая проблема в том, что российская музыкальная индустрия во многом живет по своим закрытым правилам, мало реагируя на запрос общества. Мейджор-лейблы и продюсеры продвигают то, что приносит максимальную прибыль здесь и сейчас. А музыкальные каналы и радиостанции замыкают этот круг, крутя тот контент, который выгоден их владельцам.
- Таким образом, получается закрытая система, где сложно прорваться всему новому и неформатному. А ведь именно там часто таится настоящее искусство. Нужны системные перемены в культурной политике, чтобы молодые таланты, не гонящиеся за дешевой популярностью и прибылью, получили шанс донести свое творчество до слушателей.
- И здесь важна роль государства. Культурная политика должна поощрять развитие смыслового, развивающего контента для подрастающего поколения. Иначе через 10 лет мы получим общество некритичного потребления без национальной идеи и культурного стержня. А это тупиковый путь.
- Я не призываю к жестким запретам и ограничениям — это не выход. Просто давайте вместе создадим условия, чтобы талантливые рэперы и другие музыканты могли развивать свои жанры как полноценное искусство, экспериментировать, выражать мысли и чувства поколения. А не примитивно развлекать публику ради денег и славы.
- Для начала нужно наладить конструктивный диалог власти и творческой среды. Хватит игнорировать музыкантов, которые по каким-то причинам не вписались в систему шоу-бизнеса. Давайте вместе выстроим сбалансированную культурную политику, учитывающую интересы и возможности всех — и артистов, и слушателей, и общества в целом.
- И тогда появится реальная альтернатива навязанному мейнстриму. Рэп и другие жанры снова заиграют яркими красками, обретут глубину. В них проявится уникальный русский и российский колорит. Это вполне возможно, если есть общее стремление к позитивным переменам.
- Нужно только, чтобы представители художественной среды и власти попытались найти общий язык, начали слышать и понимать друг друга. Тогда появится шанс, что и молодое поколение получит по-настоящему качественный, развивающий контент, а не примитив и пошлость.
- Пока же, к сожалению, массовая музыкальная культура далека от идеала. Молодежь растет на рэпе, который все чаще сводится к автотюну, примитивным текстам про Gucci и пустому хайпу. Жаль, конечно. Но я надеюсь, что со временем ситуация изменится к лучшему. Талантливая молодежь, умные продюсеры и мудрая власть — вот залог того, что российский рэп снова обретет смысл и станет полноценным искусством.
Смотрите видеоинтервью в наших соцсетях: