За последний год человечество потрясло два разрушительных землетрясения. Первое ЧП было в Турции. Сергей Пулинец, доктор физико-математических наук, в беседе с Царьградом рассказал, можно ли прогнозировать природные бедствия и на что стоит обратить внимание после трагедии в Марокко.
Весь мир с замиранием сердца наблюдал за природным бедствием в Марокко - тысячи человек погибли, миллионы лишились домов. Правительство страны отмечает, что это самое крупное в истории государства землетрясение магнитудой 6,8 балла. По последним данным, эпицентр землетрясения пришёлся на окрестности города Марракеш. Власти страны обращались к жителям с предупреждением о возможных возобновлениях толчков в грядущие сутки.
Сергей Пулинец, доктор физико-математических наук, в беседе с Царьградом отметил, что в течение года сильных землетрясений может быть от семи до 11 штук. Главная разница состоит в том, что некоторые бывают в густонаселённых районах, а другие бывают на непримечательных территориях. Это может быть океан или какой-то остров, где местное население составляют дикари.
Поэтому я сказал бы наоборот. Вот сейчас наблюдается большое затишье. Потому что в течение нескольких месяцев или последнего полугода очень мало даже "шестёрок". А ну, такие сильные были в истории, ну, возьмите Суматру. Была "девятка", больше девяти в декабре 2004 года. И потом 8,5 - в марте 2005-го. Подряд в одном и том же месте. Ну, не в одном и том же, в Индонезии. И таких примеров масса. Поэтому говорить о том, что вот, что-то экстраординарное происходит, я бы сказал, экстраординарное происходит в том, что мало сильных землетрясений,
- отметил собеседник, подчёркивая, что он непрерывно наблюдает за активностью тектонических плит.
Бесспорно, события в Марокко были трагическими, поскольку погибли тысячи людей. Но стоит обратить внимание на качество строительства в Марракеше, да и во всём Марокко. Дело в том, что в данном государстве строительство, с большей вероятностью, не рассчитано на такие высокие магнитуды толчков. Именно по этой причине сотни тысяч зданий были разрушены.
Если бы это произошло в Японии, они бы даже не почесались. Потому что там для таких магнитуд это рассчитано. Ну да, там покачались бы люстры, побились стёкла, но это максимум, что могло быть,
- заключил собеседник.
Если рассматривать вопрос относительно закономерности между Турцией и Марокко, то стоит отметить, что у них соприкасающиеся тектонические плиты. Есть даже термин "индуцированное землетрясение", которые является триггером для следующих сильных толчков.
И есть ряд учёных, которые применяют методы дистанционного зондирования, спутниковые технологии, вот то, чем я занимаюсь. В сейсмологии они до сих пор утверждают, что краткосрочный прогноз землетрясений невозможен. То есть они говорят, что можно сказать, что там некая угроза существует в течение ближайших месяцев-лет. А вот так вот точно день указать невозможно. На самом деле это возможно,
- объяснил Пулинец, проговаривая, что практически для всех сильных землетрясений эксперты могут увидеть предвестники.