Всемирная выставка 1889 года, также известная как Всемирная выставка в Париже или Парижская выставка, была одним из наиболее значимых культурных и технологических событий в конце XIX века. Это масштабное мероприятие привлекло участников и посетителей со всего мира, представивших свои достижения во всех областях жизни.
Участники любой международной выставки формируют национальную идентичность государства. Всемирная выставка в Париже не стала исключением. В числе участников выставки была Российская Империя, хотя и не официально. Принять официальное приглашение от правительства Франции не позволили монархические устои. Российская империя не хотела себя сравнивать с теми государствами, которые отказались от монархии, было важно сохранить самодержавие.
Экспонаты из России все же были представлены на выставке в частном порядке. Безусловно это сказалось на качестве представления, ведь экспонентам пришлось самостоятельно финансировать отправку экспонатов.
В целом, самопрезентация России на всемирных ярмарках XIX века, организованных самодержавным царским государством, отражала напряженность и противоречия между ее стремлением продемонстрировать свою самобытную национальную идентичность, уходящую корнями в православную религию и доиндустриальные традиции, и ее решимостью развеять современные зарубежные представления о российской социально-экономической отсталости. Россия была периферийной страной с точки зрения индустриализации и технического прогресса, но она также была великой державой и многонациональной империей, колонизировавшей большую часть Азии.
Но несмотря на это Россия работала над тем, чтобы донести мысль о том, что русские традиции и самодержавие совместимы с модернизацией и экономическим прогрессом.
Несмотря на многочисленные сложности, россияне все равно смогли показать хороший уровень на Парижской выставке 1889 года! 605 российских экспонентов получили награды — 17 Гран-при, 120 золотых, 157 серебряных, 184 бронзовых медалей и 127 почетных дипломов. Российский павильон занимал в общей сложности площадь в 3200 квадратных метров.
600 экспонентов в российской секции были разделены на 73 класса, поэтому очевидно, что перечислить все присланные товары невозможно. Однако, прежде всего, очень примечательны русские ювелирные изделия, изделия из черни и имитации византийских украшений.
Представлялись набивные шали, хлопчатобумажные ткани, шелк, меха, кожи, минеральные масла, нафталиновые масла и, прежде всего, нефтепродукты, добыча которых в те годы получила бурное развитие на юге России. Именно из этой части царской империи были привезены многочисленные образцы табака.
Одним из наиболее впечатляющих залов, представленных Россией, был зал металлургии. Здесь были выставлены последние достижения в производстве стали и чугуна, что являлось олицетворением экономического прогресса страны.
Не только промышленность, но и искусство играли важную роль в выставке России. На выставке были представлены работы таких знаменитых русских художников, как Илья Репин, Василий Суриков и Виктор Васнецов. Их картины, воплощающие богатое культурное наследие России, вызвали огромный интерес и признание посетителей.
Российская империя демонстрировала свои достижения в области науки и технологии, представляя различные изобретения и открытия российских ученых. Посетители могли увидеть новые приборы и технологии, созданные российскими учеными для различных сфер жизни.
Среди наиболее значимых экспонатов русского отдела выделялась коллекция почв, собранная и присланная на выставку профессором В. В. Докучаевым. Особым интересом пользовался «куб» чернозема, привезенный из Воронежа и переданный позже в Университет Сорбонны. Коллекция русских почв получила золотую медаль выставки, а ее составителя наградили медалью «За заслуги по земледелию».
Но почему всех так удивил кусок земли в форме куба?
Дело в том, что в европейских странах в то время почва со слоем чернозема толщиной в метр считалась «сверхплодородной». А куб чернозема, привезенный из России, был сажень в высоту, что равняется 2,16 м. Именно по этой причине экспонат привлекал многих посетителей выставки, а не только агрономов.
Когда выставка закончилась, «куб» передали на хранение в Сорбонну, где он простоял почти 80 лет, пока не был разрушен в ходе студенческих столкновений с полицией в 1968 году. Его остатки в настоящее время хранятся в парижском Агрономическом институте.
Подводя итоги участия Российской империи во Всемирной выставке 1889 года в Париже, можно смело говорить об успешности данного мероприятия. Количество медалей, посетителей павильона и прочие атрибуты успешного представления подтверждают этот факт. Империи удалось представить мировому сообществу свои инновационные и культурные достижения, а также укрепить имидж России как серьезного экономического и культурного партнера. Выставка стала важным этапом в развитии России и ее участие оставило яркий след в истории мировых выставок.
Подробнее о российском павильоне расскажем в следующем выпуске!
#архитектурныйдетокс#всемирнаявыставка1889 #конкурс #проект #монолит #архитектура #история #инновации #технологии #искусство #париж #эйфелевабашня #знания #культура #инженерия #парижсегодня #черноземвпариже