Найти тему
Игро(вик/вед/техник)

Сценки в удовольствие.

Статья для вожатых.

Настал тот волнительный момент и вожатым объявляют «сегодня будет костер знакомств/ театральный костер/ сценки».

Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

Надо собрать отряд, угомонить, объяснить что от них нужно, еще раз угомонить, выслушать безумные идеи, выбрать что-то одно и отрепетировать, попутно угоманивая.

Как же сделать подготовку и само выступление интересным, приятным и веселым времяпрепровождением?

Важно понимать, что разным возрастам, разным составам, на разные выступления. нужен разный подход.

Старшим детям часто хочется самим все придумать, отрепетировать и выступить без участия вожатых. Вам остается лишь быть рядом, направлять, решать конфликты и цензурить :) Есть бешеное желание тоже поучаствовать? Все мы знаем какие вожатые прекрасные лидеры, как у них развита фантазия и креатив. Но какие воспоминания останутся у детей? «За нас все придумал вожатый и дал мне роль, которую я не хотел…»

Поверьте - детская фантазия и вдохновение сделают все за вас. А вы будете им добрым другом, если подержите их идеи и поможете с их осуществлением.

С младшими же все обстоит иначе. Конечно, дети более младшего возраста сами вполне могут придумать прекрасную сценку, у них даже более бурный поток фантазии, но сложность состоит в том, что каждый из них хочет, что бы использовали именно его идею; кто-то может обидеться, что главная роль досталась не ему; кто-то начинает дико смеяться, как только выходит на сцену. Почему? Просто они еще не умеют контролировать свои эмоции, только учатся договариваться друг с другом, уступать и слушать, принимать чужие идеи, откладывая свои.

-2

Что же делать вожатому?

  • Спокойствие, только спокойствие. Наберитесь терпения, ведь ругань или раздражение, особенно во время того, как дети открывают свой внутренний мир друг другу и вам, могут оттолкнуть и замкнуть ребенка.
  • Активное слушание - способ, применяемый в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии. Обычно применяется один на один. Возможно ли этот метод применить с отрядом? Зависит от количества детей и общего настроя, но в целом метод рабочий. Упрощенный вариант активного слушания: пауза (дает время всем подумать в тишине),высказываются идеи, уточнение (вожатый уточняет мелочи, позволяет ребенку более четко сформулировать мысль), пересказ (тезисно пересказываем идею ребенка. Это позволит ему почувствовать себя услышанным и понять как его идея звучит со стороны), развитие мысли (вместе развиваем идею), сообщение о восприятии (слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от идеи, сформировавшееся в ходе общения), итог (осмысляем беседу в целом, например «твоя идея обязательно будет использоваться в сценке). 
  • Приходим к общей концепции. Вот все высказались. Кто-то хочет поставить сказку о колобке, кто-то постапокалиптический перформанс. Как выбрать? Способов много: можно дать время на то, что бы все записали понравившиеся идеи и вытянуть из них несколько, на ваше усмотрение, можно использовать все разом, можно выбрать только одну, можно проголосовать. Чаще всего вожатый делает выбор и направляет поток мыслей, но, если вы хотите что бы дети раскрылись, почувствовали общность командной работы - позвольте им самим выбрать, поддержите их и мягко отредактируйте итоговый сценарий.
  • Участие детей. Как говорилось выше, дети все разные: кто-то хочет выступать, но стесняется об этом сказать, кто-то хочет главную роль, а кто-то не хочет выходить на сцену вовсе. Вожатому важно: усреднить значение ролей, что бы никому не было обидно, а показать себя лично каждый желающий может на костре талантов; дать разные задания по желанию детей - кто-то рисует декорации, кто-то пишет текст, кто-то готовит костюмы; в распределении ролей постараться почувствовать истинные желания детей и дать возможность даже самым стеснительным показать себя, но если ребенок на ваше предложение говорит нет, дать ему понять, что, если он все-таки передумает, ему обязательно достанется роль. Таким образом вы, вместе с отрядом, делаете общее дело, в которое каждый вносит свой вклад и самое главное, дети не чувствуют давления.
  • Важно помнить: даже не удавшееся на ваш взгляд выступление, может дать море положительных эмоций и воспоминаний вашему отряду.
-3

Задания игровика. Если вам кажется, что задания, которые дает игровик для сценок, бред и усложнение и без того непростой задачи - попробуйте увидеть в этом инструмент, с помощью которого вы направите поток детской фантазии и сузите направление мысли.

Также это дополнительный способ повеселиться и дружно подумать над тем, как танец маленьких утят вписать в средневековую сказку.

Важно понимать, что если задания не работают как инструмент, а только мешают, игровик не обидится, если вы их не выполните :) Также с самим выступлением: не успели сделать полноценную сценку - заменили любимой песней всего лагеря, спели и подарили отличные эмоции всем сразу.

-4

В завершение хочется сказать, что многие моменты ситуативны. Что бы и вы и отряды получили удовольствие от подготовки и выступления, выведем итог:

  • Работаем с отрядом в соответствии с возрастом и потребностями.
  • Спокойно выслушиваем, приходим к общей концепции и готовим выступление с учетом особенностей детей.
  • Даже не удавшееся выступление станет отличным воспоминанием с помощью поддержки и позитива.
  • Задания от игровика используем как инструмент, а если не получается - ничего страшного.

Позитив, поддержка со стороны вожатого и понимание того, что выступление делается не для галочки и не для того, что бы выделиться среди других отрядов, а для того, что бы вместе потрудившись сплотились, узнали друг друга и весело провели время - это все даст и вам и отряду незабываемый опыт.

-5
-6