— Ба, я хочу на горку!⠀
— Упадешь, расшибешься, я тебя жалеть не буду!⠀
⠀
Знакомый диалог? Взрослый жалеет ребенка, опасается, что тот сделает себе больно. И решает немного его припугнуть — тем, что если есть на горку, можно упасть. А еще тем, что любимый взрослый в такой ситуации не поддержит, не пожалеет. Иногда мы даже не понимаем, что на самом деле произносим. Угрожаем из лучших побуждений. Делаем больно там, где хотим избежать боли.
Этим летом я провела огромное количество времени на детских площадках. И обратила внимание, что есть два способа передачи опыта: запугивание и предупреждение. В чем же разница?
⠀
Важно помнить, что в основе запугивания лежит манипуляция, в то время как предупреждение дает выбор.
Главными манипулятивными инструментами управления сознанием человека являются страх, вина, гнев, чувство неполноценности. Эти инструменты НЕ требуют высокого уровня культуры и всегда под рукой. Поэтому их слишком часто используют взрослые. Возможно, вспоминая собственный детский опыт. Когда и по отношению к ним применялось запугивание.⠀
⠀
Предупреждение дает ребенку выбор. Формирует доверие к миру и собственным чувствам. Стимулирует подумать хорошенько, прежде чем рискнуть и принять решение.⠀
⠀
Через запугивания ребенок усвоит только манипуляции со своими чувствами. Любой сможет надавить и ребенок в будущем поддастся, так как привык доверять только манипуляциям. Не себе, не собственному опыту.⠀
⠀
Традиция запугивания невероятно травмирует внутренний мир ребенка и делает его уязвимым в будущем к социальному программированию через то же запугивание.⠀
⠀
Если вы присмотритесь, то обратите внимание, что что часто воздействию рекламы больше подвержены люди, воспитанные по системе запугивания. Многие политики не брезгуют этим приемом, особенно если в истории страны есть удачный опыт манипуляций и силовых запугиваний.⠀
Так стоит ли с малых лет воспитывать в ребенке эту слабость и податливость? Вопрос, конечно же, риторический. Очень часто мы запугиваем детей «на автомате», стремясь избежать большего зла. А потом терзаемся чувством вины.
Наша задача — предупреждать детей о возможных последствиях рискованных действий, давать им выбор (когда ничего не угрожает их здоровью и безопасности), запрещать делать явно опасные вещи, устанавливать границы, но не угрожать им, не манипулировать эмоциями.
⠀
Автор: психолог Юлия Петрова, в посте были использованы выдержки из статьи сказкотерапевта Кристины Шаревич
Фотография: Paloma A., Unsplash