Найти в Дзене
Подвиги

За 8 лет волонтёрской деятельности Татьяна Скородумова вызволила из беды сотни домашних и диких животных и птиц

Татьяна Скородумова. Фото: Александр Бачевский
Татьяна Скородумова. Фото: Александр Бачевский

Прежде, чем вы продолжите читать эту историю, пожалуйста, подпишитесь на наш телеграм-канал «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Там вас ждёт ещё больше интересной и полезной информации ❤️ Спасибо вам от всей команды проекта «Подвиги»!

За восемь лет волонтёрской деятельности руководитель знаменитой службы спасения животных "КошкиСпас" ПСО "Экстремум" в Санкт-Петербурге Татьяна Скородумова вызволила из беды сотни домашних и диких животных и птиц. Такую бескорыстную помощь братьям нашим меньшим она успешно сочетает с работой диспетчера в пожарной части. В 2022 году Татьяна Скородумова стала героиней книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Команда проекта «Подвиги» рассказывает её историю.

– Татьяна, почему однажды вы стали спасателем?

– Так, видимо, сложились жизненные обстоятельства. В 2015 году я пришла работать в пожарную часть. Стала диспетчером с графиком работы «сутки через трое». Три дня между дежурствами оказались свободными, и я решила проводить это время во благо других.

Решила стать волонтёром объединения добровольных спасателей «Экстремум», на группу которого была уже давно подписана и регулярно получала рассылки о поисках очередного пропавшего. Теперь у меня было достаточно свободного времени, и я решила попробовать.

Кстати, здесь мне очень пригодились навыки, наработанные за 10 лет занятий велотуризмом. Они научили меня ориентироваться на местности, работать с навигатором и прокладывать маршруты. Ведь искать в большинстве случаев приходилось пожилых людей, которые ушли в лес за грибами или ягодами, не взяли с собой телефоны и заблудились… Таких людей теряется много. Естественно, штатные службы не успевают, и тут на помощь приходят волонтёры. Чем больше волонтёров, тем больше шансов найти человека. Как говорится – почему бы и нет? Попробовала. Понравилось. Собственно, все так, наверное, и приходят. Люди, которым это становится неинтересно, или они понимают, что это не их, долго не задерживаются. Остаются только те, кому это действительно по душе. Я в их числе.

– Получается, что первоначально вы начали участвовать в поисках пропавших людей. А как появилась идея создания службы спасения животных?

– В 2015 году, когда я начала волонтёрить в «Экстремуме», служба спасения животных там уже существовала. Спасатели ведь всему учатся, в том числе и высотным работам. В какой-то момент к ним обратились с просьбой снять котика с дерева. Всё банально. Котика сняли, и с тех пор обращаться с такими просьбами стали всё больше. Так и появился «КошкиСпас».

А так как лесные поиски – это всё-таки сезонное явление, в остальное время можно было себя посвятить другим вариантам помощи. В моём случае и в случае всех волонтёров «КошкиСпаса» это – спасение братьев наших меньших.

Вообще, на первый такой свой вызов я попала случайно. Произошло это осенью 2015 года. В водоёме на территории парка неподалёку от моего дома местные жители увидели травмированного гуся. Он не улетел вместе с собратьями, и сердобольные граждане готовы были оборвать телефон, только бы птицу спасли. «Вооружившись» гидрокостюмами, сачками и лодками, мы целой толпой отправились на помощь. А новичкам везёт – как раз я его тогда и поймала. Это меня так впечатлило, что я стала всё чаще выезжать на вызовы, касающиеся животных и птиц. Кстати, их количество с тех пор заметно возросло.

Когда я пришла, было заявок 300 в год, каждый спасатель выезжал за это время от 10 до 60 раз. В 2021 году было 4500 звонков, из них наших заявок – больше 1200. Объём вырос просто неимоверно, но мы справляемся. Со временем я стала руководителем «КошкиСпаса». Но эта должность только в документах, а на деле я так же выезжаю на вызовы, ничего не изменилось. «КошкиСпас» – не работа, а хобби. Мы не получаем за это зарплату. Желание помочь – не геройство! Каждый отдаёт помощи животным столько сил и времени, столько может. Сейчас у нас примерно 25 волонтёров, из них чаще всего приходят на помощь 10-15. Некоторые волонтёры с понедельника по пятницу работают в офисах, а вечером после работы или в выходные помогают животным.

– А почему количество звонков в «КошкиСпас» так возросло?

– Мы ведём группу во «ВКонтакте», рассказываем о себе. Со временем наши телефоны стали активно давать другие службы, «112» и «01». Иногда за помощью к нам обращаются пожарные и сотрудники полиции. Ну и плюс «сарафанное радио», конечно же. Я рада, что люди вообще стали обращать больше внимания на то, что происходит вокруг. Замечают, что животное или птица попали в беду, и если сами помочь не могут, то сразу звонят нам. Таким звонкам мы искренне радуемся, но бывают и другие… Например, какой-нибудь кот неделю не может спуститься с дерева, и люди только тогда решают нам позвонить. И мы уже такие: «Аааа! Как же так?! Где ж вы раньше-то были?»

– А почему «КошкиСпас»? Вы же спасаете не только кошек…

– Название появилось ещё до моего прихода в службу. Первым спасённым животным был кот. Видимо, поэтому и возник именно «КошкиСпас». Не всегда же у нас название отражает всю суть деятельности. И всё же, учитывая, что около 80% наших заявок касается именно попавших в беду кошек, оно вполне подходящее.

80% всех случаев спасения животных приходится на кошек. Фото из личного архива героини
80% всех случаев спасения животных приходится на кошек. Фото из личного архива героини

– В каких случаях стоит обращаться за помощью в службу спасения животных?

– Во всех случаях, когда требуются специальные навыки и снаряжение. Если человек не обладает тем или другим и при спасении животного может поставить свою жизнь или здоровье под угрозу - например, забираясь на высокие деревья или выходя на лёд, - мы постараемся помочь! Все спасатели «КошкиСпаса» прошли специальную подготовку и способны доставать животных, забравшихся на деревья или крыши, или, напротив, застрявших в колодцах или вентиляциях. Спускаемся мы и на лёд. В общем, животные и птицы, оказавшиеся в подобных условиях, – наши «клиенты».

– Каким животным, кроме кошек, чаще всего приходится помогать?

– Вторыми после кошек идут птицы: они попадают в вентиляции и путаются на деревьях, застревают в лесках, верёвках и шнурках.

Мы также вызволяем собак, которые иногда падают в ямы, колодцы, люки и не могут сами выбраться. Но их реально мало.

Существует маленькая группа всякой экзотики. Некоторые ведь держат дома не только кошек и собак, но и совсем недомашних животных, начиная от маленьких бурундуков и заканчивая питонами. Дикие животные, которых иногда приходится спасать, у нас тоже бывают. В основном это лисы и енотовидные собачки.

– Как часто в беде, в которую попадают животные, виноваты люди?

– Если говорить о домашних питомцах, а больше половины заявок касаются именно их, то практически всегда животное попадает в беду по вине своего хозяина или из-за его невнимательности. Например, на деревьях нередко оказываются испуганные домашние коты, которых хозяева, следуя современным модным тенденциям, вывели на прогулку. Иногда те же коты залезают в незакрытые хозяевами вентиляционные шахты. Хорошо, если мы успеваем спасти несчастное животное.

Но самые страшные заявки, когда нас просят достать кота, застрявшего в стеклопакете. Обычно это происходит, когда хозяева оставляют стеклопакет откинутым на проветривание. Кот имеет все шансы туда пролезть, и если за полчаса его не достать, то шансов спасти животное практически нет. Мы его, конечно, достанем, но… Пожалуй, каждый ветеринар предложит не мучить животное, которое будет медленно и мучительно умирать, и усыпить его. Ветеринары, кстати, говорят, что таких животных к ним приносят каждый день. Это ужасно! И всё это вина хозяев.

– Сотни животных вы уже спасли, а есть какая-то история, запомнившаяся больше всего?

– Да, трагическая, но со счастливым концом. Произошло это осенью прошлого года. Нас попросили достать котят, находивших в подвале между плитами. Звонившие тогда сказали: «Нам просто до них не дотянуться, там метра полтора, нам не достать». Поскольку такие заявки вполне обычны, ничего сложного мы не ожидали. Через час мы туда перезвонили и сообщили, что спасатели скоро подъедут. И тогда начали вырисовываться новые обстоятельства, которые вообще всё с ног на голову перевернули. Оказалось, что те котята не лежат на горизонтальной плите, до которой звонившие просто не могли дотянуться, а застряли между двух капитальных вертикальных плит. Головами причём застряли…

«Полетели» туда, взяв с собой перфораторы. Зрелище было ужасное. Два полуторамесячных котенка вылезли, видимо, из щели мусоропровода и застряли между двумя бетонными капитальными стенами по 16 см каждая. Сначала мы часа полтора просто пытались их достать с помощью петелек, но… Единственный вариант, который оставался – перфоратором выбивать стену вокруг каждого котёнка и пытаться его освободить. В два перфоратора и четыре пары рук, лежа на бетонном полу под лестнице, мы их всё-таки достали! Вся «операция» заняла около пяти часов. Кстати, волонтёр, с которым мы тогда были, забрал себе одного из спасённых котят. И пусть нам было очень тяжело и физически, и морально, но мы спасли две маленькие жизни, а это главное!

Была ещё одна история, которая произошла лет пять назад, но закончилась она настолько трагически, что до сих пор меня не отпускает. Нам тогда позвонили хозяева кота и сообщили, что после того как он выпал из окна и они его подобрали, тот долго ходил по комнате, а потом пролез за чугунную батарею и застрял между ней и стеной. Мы приехали, часа полтора освобождали несчастное животное, достали его. Сразу посоветовали отвезти спасённого кота в ветеринарную клинику. Они этого не сделали, но о том случае узнали неравнодушные люди и договорились с каким-то стационаром: с утра кота должны были забрать и отвезти в клинику. К сожалению, в восемь утра котик умер. То есть буквально чуточку он не дождался. И это было так больно, потому что мы столько сил приложили, чтобы ему всё-таки было легче, и вот так глупо всё закончилось… Сколько времени уже прошло, а это воспоминание всё равно не отпускает. Такие случаи тоже бывают, но хорошего всё-таки больше - и это всегда нас поддерживает.

Случаев спасения со счастливым концом много, и это эмоционально поддерживает Татьяну. Фото из личного архива героини
Случаев спасения со счастливым концом много, и это эмоционально поддерживает Татьяну. Фото из личного архива героини

– Вы уже упомянули о случаях, когда люди звонят в «КошкиСпас» не сразу после того, как заметили попавшее в беду животное. А что они могут сделать не так, попытавшись справиться самостоятельно?

– Они могут попросить о помощи детей, и это бывает очень страшно. Без влияния взрослых ребёнок вряд ли полезет на дерево или в колодец. Дети намного ответственнее взрослых в этом плане, и если им говоришь, что самим не надо лезть на дерево, они обязательно нас дождутся. И все инструкции ребята, кстати, выполняют намного точнее, чем старшее поколение.

А вот случаев, когда взрослые в порыве спасения животного рискуют жизнью детей, мы всегда опасаемся. А такие ситуации происходят регулярно, к сожалению. Было у нас такое происшествие в области. Кот упал в 12-метровый заброшенный колодец. Мы собрались на выезд, позвонили, чтобы об этом сообщить, а нам говорят: «Ой, да мы тут соседского пацана (лет 13) привязали к верёвке, спустили, он нам котика достал». А мы даже не знали, что таким людям сказать можно… Потому что 12 метров, это, простите, 4-й этаж.  И не дай Бог, порвётся верёвка или внизу колодца окажется непригодная для дыхания среда… Кто будет за это отвечать?

А хуже всего, когда родители отправляют собственных детей доставать животных со льда или из канализационных люков. Был такой случай, когда взрослые сказали: «Люк такой узенький, туда взрослый не поместится, но вот наш мальчик – молодец, герой! Он собачку достал». Ну как так? Ты своего ребёнка можешь просто потерять. Страшно, что люди не представляют опасность, которую они сами же детям создают, а мы хватаемся за голову от такой безответственности.

– На вашем счету множество спасённых жизней, а сами вы считаете себя героиней?

– Конечно, нет. Вот иногда снимешь с дерева очередного кота, и тебе говорят: «Ой, вы героиня!» А ты про себя думаешь: «Ну я же не сделала ничего такого, это же просто, я это умею». Это как на велосипед сесть, проехать, продукты привезти. Ничего геройского. Здесь примерно тоже самое: умеешь, сделал, принёс пользу. Все мы в «КошкиСпас» – обычные люди и, наверное, наоборот, то, что нас считают какими-то героями, это скорее препятствие… К нам мало присоединяется людей, потому что считают: «Тут такие супермены и суперменши, что куда уж нам-то». На самом-то деле ничего такого, чему нельзя научиться, тут совершенно нет. То есть приехать и помочь - это доступно любому человеку, поэтому в небожители нас возводить точно не надо, это наоборот мешает.

Татьяна Скородумова убеждена, что волонтером может стать каждый человек. Фото из личного архива героини
Татьяна Скородумова убеждена, что волонтером может стать каждый человек. Фото из личного архива героини

– А кто для вас герой?

– Космонавты, шахтёры, хирурги… А вообще, героем может стать абсолютно любой человек, оказавшийся в нужное время в нужном месте, который кому-то помог или спас чью-то жизнь. Наверное, главное свойство героя это не растеряться и что-то сделать, не пройти мимо, не быть равнодушным. Вот в этом геройство.

Меня в своё время на вашем сайте очень поразил случай с женщиной-крановщицей, которая спасла промышленных альпинистов, застигнутых пожаром на 100-метровой высоте. И она ведь не растерялась! Она обычная женщина, крановщица, что может случиться, да? Мирная профессия, но ведь она не растерялась, а этим ковшом подцепила их и сняла, и парни остались живы! Вот она – герой! Герой, который оказался в нужном месте и хладнокровно сделал то, что нужно без всяких там соплей и криков «помогите». Просто взял и сделал!

– Что, на ваш взгляд, должно измениться в современном мире, чтобы люди стали более человечными?

– Мне кажется, в подавляющем количестве случаев это либо есть, либо этого нет. То есть если у человека это есть, то должен представиться случай, чтобы оно проявилось. Если этого нет, никакой случай не поможет. Поэтому столько у нас сейчас, наверное, безразличных людей.

– Вы – мама уже взрослого сына. Можете сказать, что воспитали неравнодушного человека?

– Да, в этом плане я за него всегда спокойна. Он никогда не пройдёт мимо попавшего в беду и всегда защитит, если нужно. Человек и гражданин он однозначно хороший. Я могу на него положиться.

– А как бы вы охарактеризовали саму себя?

– Наверное, я могу себя назвать неравнодушным человеком, может быть, иногда слишком принципиальным и, наверное, энтузиастом. Мне бывает нормально поехать куда-нибудь за два часа от города, чтобы спасти летучую мышку. И пусть кто-то покрутит пальцем у виска, но зато я сохраню ещё одну маленькую жизнь.

Татьяна Скородумова называет себя энтузиастом, готовым прийти на помощь самому малому живому существу. Фото: Александр Бачевский
Татьяна Скородумова называет себя энтузиастом, готовым прийти на помощь самому малому живому существу. Фото: Александр Бачевский

Фото Татьяны Скородумовой специально для проекта "Подвиги" сделал фотограф Александр Бачевский, г. Санкт-Петербург.

Татьяна Скородумова стала героиней подкаста "Подвиги обычных людей". Слушайте нас на всех подкаст-платформах: https://podvigiobychnyhludey.mave.digital

Ещё больше удивительных историй вы найдете в нашем телеграм-канале «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Подпишитесь ❤️