Не где-то там, а в благополучном Подмосковье, в городе Воскресенске. И виновником распространения страшной болезни стали не летучие мыши, не ежики и даже не лисы, а .... зоозащитники. Итак, в Москву пришло бешенство - ночной кошмар любого ветврача, кинолога и просто владельца животного.
Немного (совсем чуть-чуть) о заболевании. Ветеринарно-подкованные могут пропустить.
Бешенство - особо опасная вирусная болезнь млекопитающих, человек, как представитель этого класса также в группе риска. В странах Азии и Африки от этого заболевания погибает ежегодно до 50 тыс. человек.
При заражении без лечения летальность составляет 100% (и у людей и у животных). Лечение должно проводиться ДО проявления клинических симптомов, после их проявления оно бесполезно.
Милуокским протоколом с 15 выжившими глубокими инвалидами, кроме первой девушки, можно пренебречь
Эффективность лечения напрямую связана со временем обращения после укуса. Чем раньше человек обратится за помощью, тем выше вероятность положительного исхода.
Заражение обычно происходит при укусе или ослюнении нарушенных кожных покровов или слизистых, известен даже случай заражения, когда слюна больного животного попала на роговицу глаза. Бывают случаи, когда больные кошки облизывают лапки, а потом царапают зараженными когтями. В крови больного животного вируса нет, он находится в слюнных железах и головном мозге.
Важно! Вирус содержится в слюне животного еще ДО проявления клинической картины (появляется он примерно за 10 дней). То есть внешне животное здорово, поведение может быть нормальным, но оно уже заражено и опасно!
А теперь о том, что случилось в Подмосковье.
Некая Юлия Китаева активно занималась сбором средств на помощь домашним животным. Почему-то животных, попавших в беду, на просторах нашей страны ей показалось мало, и она стала возить собак из Ташкента. Странички приюта есть в Нельзяграме и МордаКниге, там легче собирать донаты с иностранных граждан. Итак, в конце июля 2023 года Юлия привезла в ветклинику "Беланта" щенка из Ташкента. У бедняги были множественные переломы, но стараниями ветврачей щенок был прооперирован, стабилизирован и выписан из клиники в течение суток. Казалось бы, ура - доброе дело сделано. Щенок поправится и будет искать новых хозяев, как и еще 70 (а по другим данным - 150) собак из приюта Китаевой, тоже привезенных из Киргизии.
Но что-то пошло не так. 15 августа у щенка появились признаки неврологических проявлений, ажитация, агрессия и автоматические покусы нескольких собак и дочери хозяйки. Собака пала, труп через 3 дня был доставлен на экспертизу, которая подтвердила диагноз - Бешенство.
И что же дальше? Дочь Юлии проходит лечение от бешенства (как и положено, ДО проявления клинических симптомов), а вот сама Юлия - нет. Она таинственно исчезла, хотя некоторые утверждают, это вовсе никакая не тайна, а находится женщина все в том же Узбекистане. Наверное, считает себя бессмертной? Но ее личная судьба меня мало беспокоит, хотя Юлии бы следовало почитать, как выглядит человек на терминальной стадии болезни! Если есть хотя бы немного мозгов, то уже следовало бы галопом бежать в ближайшую клинику за лечением.
Меня больше интересует судьба других собак, привезенных в приют из Ташкента. А они... таинственным образом растворились. Да-да, все 70 (или 150)! При этом друзья Юлии теперь хором уверяют, что приюта, как такового и не существовало, а были лишь несколько человек, которые держали по одной собаке в личных квартирах. Интересно, на что же тогда шли такие массовые сборы?
И еще один интересный вопрос у меня. А как вообще Китаевой удалось провезти через границу собаку без вакцинации? Здесь вариантов два - поддельный ветпаспорт, где указан возраст щенка, недостаточный для вакцинации, либо ветпаспорт другой собаки, проходившей вакцинацию в сроки.
Как бы то ни было, сейчас где-то по Подмосковью (и не только) разгуливает не менее 70 собак - потенциальных носителей заболевания. Что с ними стало, выпущены ли они в районе Воскресенска, розданы в семьи или другие передержки - не известно. С учетом что в отлове Воскресенска уже есть собака с подтверждённым бешенством - все самое неприятное еще впереди. Карантинные меры не объявлены. Если Китаевой повезет, и она не станет жертвой бешенства, то, отсидевшись в Узбекистане, скоро привезет новых бедолаг.
На просторах Интернета отовсюду несутся крики, что, дескать, это вброс врагов для того, чтобы уничтожить приют Китаевой и все приюты и передержки вообще. Однако, согласно официальному ответу Комитета ветеринарии города Москвы, предписаний на эвтаназию животных приюта Китаевой не выдавалось. Более того, ветеринарными правилами не предусмотрена эвтаназия животных, находившихся в контакте с больным бешенством животным, при отсутствии клинических признаков, характерных для бешенства.
Тут логика защитников Китаевой слегка хромает. Если приюта нет, то что же собрались уничтожать ее враги? Короче, дело ясное, что дело дурнопахнущее. Кто-то реально боится лишиться своих подопечных, а кто-то, извините, боится лишится донатов. Уж не знаю, почему на узбекских собачек подают больше, но факт...
И что же делать? Владельцам собак - проверять, не просрочена ли прививка от бешенства (и есть ли она вообще). В РФ принята ежегодная вакцинация, начиная с 2-месячного возраста. Невакцинированное животное после контакта( покуса) с подозрительным/ больным животным либо уничтожается, либо проводится экстренная вакцинация 2-3 раза Рабиканом и животное высаживается на карантин до 6 полугода. Карантин - это изоляция в вольере, комнате. Без контакта и выгула. Оно вам надо?
Добрым людям, которые берут в дом собак из приютов и с передержек, советую не стесняться попросить ветеринарный паспорт с действующими прививками. У НОРМАЛЬНЫХ зоозащитников такие документы на собак есть. Если в ответ на такую просьбу вам начнут вешать лапшу на уши или, тем паче, брызгать слюной - смело разворачивайтесь и уходите. Здоровье дороже.
А зоозащитникам я бы посоветовала обратить внимание на тех животных, которые находится не в далеком Где-то-тамстане, а с своем родном регионе, не тащить животных из неблагополучных в отношении эпизоотий районов, а главное - соблюдать карантин и прививать животных. Особенно - от бешенства. Иначе спасение одной собаки может обернуться гибелью сотен.
п