В мире насчитывается около полутора миллионов чеченцев, подавляющее большинство живут в России, в основном на территории Чеченской республики.
Чеченцы - самый многочисленный народ Северного Кавказа. По мнению некоторых исследователей, привязанность к родным местам отражена даже в самоназвании – "нохчий" или "нахчой": по одной из версий – нах – "люди", чу – "здесь", "в этом месте". Перефразировав можно назвать их "местными". Есть еще один вариант перевода – "народ Ноя". Хотя в современном виде чеченский народ сформировался к XVIII в, история вайнахов (предков чеченцев и ингушей) уходит в глубокую древность. По одной из версий даже само слово Кавказ пошло от имени одного из древних вайнахских правителей.
Каждый чеченец является выходцем из одного из тейпов – родов, которых по разным оценкам насчитывается от 150 до 200. И по сей день большинство жителей республике знают и чтят свою тейповую принадлежность.
Общий кодекс "правильной" жизни чеченца в обществе определяется словом "нохчалла" – это нормы поведения и взаимоотношений с людьми. Нохчалла – даже больше, чем Кодекс Чести, это основа чеченского самоопределения, обеспечивающая непрерывную связь поколений. Истинный чеченец никогда не подведет, не предаст, не солжет, не покажет своего мнимого или реального превосходства над кем-либо. А особую роль в передаче традиций играет семья.
Чеченская свадьба
Свадьба, как и у многих других народов нашей страны, считается у чеченцев одним из важных торжеств жизни: к ней со всей серьёзностью готовятся родственники как жениха, так и невесты. При этом, в отличии от многих других российских этносов, чеченцы сумели сохранить традиционную свадьбу и все сопутствующие ей обряды практически в неизменном виде.
Согласно старинным обычаям происходит сватовство: жених через своего поверенного, обычно лучшего друга, передаёт невесте какое-нибудь лакомство, например, конфету, а девушка отвечает ему подарком в виде двух белоснежных платков. Церемония повторяется трижды, после этого согласие на брак молодых даёт отец чеченки.
Бытующее в средней полосе представление, что жених буквально "выкупает" невесту у родителей неверно. Выкуп – это, скорее, показатель состоятельности будущего мужа, его способности обеспечить женщину всем необходимым. Подготовленный родственниками жениха денежный калым, в сумму которого, к слову, обязательно входят и собственные накопления молодого чеченца, отдаётся невесте в качестве первоначального капитала, обеспечивающего молодых всем необходимым на первых порах совместной жизни.
В старые времена нередко практиковался и своеобразный обряд ритуального купания невесты – "чокхи". Накануне свадьбы девушка принимала специальную ванну с настоями целебных трав. После омовения, подруги и тётушки наносили на кожу невесты специальные символические рисунки. К подолу свадебного платья обязательно прикалывали иголки, которые должны были защитить молодую жену от наветов злых людей и сглаза.
Обряд чеченского бракосочетания совершается муллой сначала дома у новобрачной, затем – в родном доме жениха. Сами жилища в этот момент освобождаются от присутствия посторонних: помимо муллы в церемонии обряда принимают участие только шафер и две замужних женщины со стороны невесты. Весь обряд мулла должен успеть совершить до приезда свадебного кортежа к дому жениха.
Проезд свадебного кортежа составляет особую символическую традицию "путешествия" невесты в её будущий дом. Процессия должна быть максимально заметна окружающим людям, показывать, что невеста едет к своему суженому. Состоящий из множества хороших, дорогих машин кортеж едет быстро по дороге, притом в первом, и самом лучшем, автомобиле находится сама новобрачная.
Традиции свадебного застолья предписывают жениху находиться вне пира: два или три дня этой части свадебной церемонии молодой чеченец проводит в гостях у своего лучшего друга. А невеста во время торжества должна скромно стоять в уголке, – даже ненадолго присесть ей запрещено.
Гендерные роли у чеченцев
"Доьзал" – так именуется конкретная чеченская семья. В то же время, это слово в различных вариациях с другими чеченскими словами, обозначает большой комплекс понятий, характеризующих общину. Это и люди одной крови, и люди "одного огня", и неразделённая семья, – то есть, практически любые объединения людей, связанных родственными отношениями.
В чеченской семье главой считается, конечно же, отец. Он – хозяин дома, решает все важные семейные вопросы по данному ему традицией праву. Со смертью отца семья не лишается своего главы: его функции передаются старшему сыну. Сын, однако, уже не может решать все вопросы единолично, – нужно согласовывать главное с остальными братьями.
Хозяйством в доме занимается жена хозяина. Если мужчина не женат – его мать. В "женские" дела мужчина вмешиваться не должен ни при каких обстоятельствах.
Особая роль до сих пор сохраняется в чеченской семье за невесткой. Жена сына должна блюсти все господствующие в том или ином доме традиции, быть скромной и опрятной. Эти качества особенно проявляются во взаимоотношениях со свекровью, перед которой невестка не имеет права появиться без платка. Девушка должна следить за собой даже и в женской половине дома, – остерегаться вольных разговоров, шуток, общаться со всеми предельно вежливо и т. д.
Несмотря на то, что старшая женщина в чеченской семье считается полной хозяйкой в ведении домашних дел, сама она трудится немного: её полномочия, как правило, делегированы старшей дочери, перечить которой невестки не могут.
Дети в чеченской семье
Но главная роль женщины – материнство. Именно мать с ранних лет демонстрирует своим чадам, в том числе на собственном примере, правила северокавказского этикета. Учит, к примеру, тому, что садиться за обеденный стол раньше взрослых не положено, рассказывает, что разговаривать за трапезой, а тем более вмешиваться в разговор взрослых, - неприлично.
В чеченском обществе девочек и мальчиков воспитывают в строгом соответствии с их будущими семейными ролями: из девочек растят хороших хозяек, из мальчиков – отважных защитников.
Девочек сызмальства приучают к домашней работе. Стандартный минимум хозяйственных навыков юной чеченки – уборка, приготовление еды, стирка, шитьё и вышивание. Больше, естественно, лучше.
Мальчикам прежде всего прививают "яхь" – своеобразный мужской кодекс, основанный на чувстве здорового соперничества и защиты чести.
Большое внимание при воспитании юношей уделяют физическим нагрузкам: справедливо считается, что спорт, в особенности бег и борьба, укрепляют и организм, и силу духа будущих мужчин.
Кстати, даже сейчас увидеть чеченского мужчину с младенцем на руках или на коленях вряд ли удастся: проявлять к детям нежность у представителей сильного пола не принято.