Найти тему
О моде с душой

Платья с жуками и золотом: как в прошлом украшали свои наряды состоятельные люди

Оглавление

Смотря на развитие современной моды, мы видим такую феерию декорирования, что в глазах начинает рябить. В ход идут и невероятные сложные ткани, и вычурные фасоны, и пайетки со стразами. Но это сейчас, в относительно благополучном мире, где любые ресурсы могут быть доступны.

Но что же было раньше? Как украшали одежду в Средние века? В период Возрождения? Если посмотреть фильм о том времени, то в зависимости от статуса главного героя, образ наряда может разительно отличаться. Где-то это мешковатая одежда с потертостями, а где-то — богато украшенное платье с корсетом и подъюбником. Так как же все-таки обстояли дела с модой раньше?

Предлагаю вместе разобраться с этим вопросом и посмотреть на наиболее интересные и необычные способы украшения нарядов портными из прошлого. Сразу оговорюсь, что рюши, драпировку и всевозможные банты я не рассматриваю — это слишком банально.

Пигменты из раковин и растений

И первое, что привлекает внимание среди Средневековой серости и относительного однообразия — яркие цветные ткани, которые сильно выделялись на фоне остальных, более "натуральных" расцветок. Доступны они были, конечно, исключительно богатым и знатным личностям, что совсем неудивительно: цены на краситель и цветные материалы были просто космическими.

-2

Парфюмеры и специалисты по пигментам купались в золоте Впрочем, столь высокую стоимость можно понять. Красители Средних веков были исключительно натуральными, их добывали из животных и растений. И добыча пигментов была тяжелым и очень трудоемким занятием. Так, чтобы добыть 3 кг красителя индиго надо было переработать 100 кг травы рода индигофера. И это еще было не пределом.

-3

Самым дорогим пигментом был пурпурный. Для того, чтобы получить 1 г вещества, надо было перемолоть не меньше 10 тысяч раковин ракушек-багрянок. Но добыча пигмента была лишь половиной работы. Куда важнее было правильно выкрасить ткань. Для этого надо было верно высчитать концентрацию пигмента, правильно его развести, добиться равномерного прокраса ткани, а потом высушить материю на солнце. И только после этого можно было говорить о том, что работа сделана.

Жуки

Читая о том, что много лет назад платья буквально украшали жуками, некоторые модницы могут скривиться в лице и испытать настоящий ужас. Жуки в нашем сознании ассоциируются с чем угодно, но только не с красотой. Только вот если посмотреть на невероятную вышивку из Индии, где аппликации создавались из надкрыльников жука-златки, свое мнение многие могут поменять.

-4

Все дело в том, что жук-златка обладает невероятно красивым тельцем, которое переливается из зеленого в желтый цвет, отсвечивая при этом то золотом, то синеватым оттенком. Наши же предки решили использовать это во благо искусства, а именно — моды. Так дорогие, но невероятно красивые наряды с надкрыльями этого насекомого начали быстро распространяться по свету.

-5

Несомненный плюс таких вещей в том, что аппликации переливались в лучах солнца, создавая эффект драгоценных камней на ткани. Впрочем, с учетом цены столь экзотического украшения, порой и правда было бы проще расшить наряд каменьями — вышло бы выгоднее.

Вышивка

Еще одним способом украшения нарядов была вышивка. И тут может показаться, что ничего особенного в этом нет: и в наши времена можно найти джинсовку с вышивкой или футболку в стиле хиппи с самодельными аппликациями. Только то, что мы видим сейчас — жалкое подобие по сравнению с тем, что было раньше.

-6

Над платьем очередной знатной особы портнихи и вышивальщицы могли трудиться месяцами, а то и годами! А дело все в том, что вышивки могли быть столь плотными, что за кучей ниток было просто не видно самой ткани. Платья и костюмы превращались в настоящие произведения искусства, доступные очень ограниченному количеству людей.

Жемчуг

Украшали платья и драгоценными камнями, правда позволить себе такую роскошь могли разве что монаршие особы. Простые придворные дамы нередко довольствовались просто жемчужным шитьем. Жемчуг, чаще всего барочный, пришивался как точечно, так и композиционно, создавая причудливые рисунки на ткани.

-7

Определенно такие платья были куда более распространены, чем платья с драгоценными камнями. Однако и жемчуга в качестве украшения позволить себе могли далеко не все.

Золотное шитье

Что же касается золота и серебра, то и они участвовали в процессе украшения нарядов. Чаще всего ими расшивали платья, создавая из золота целые произведения искусства. На создание всего одного такого наряда могло уйти несколько килограммов драгоценного металла, поэтому платья получались крайне массивными и тяжелыми. Женщина уставала носить их на себе, но красота, как известно, требует жертв.

-8

В основном этот метод украшения одежды использовался в религиозной сфере, а также в королевской среде. Готовые наряды получались невероятно дорогими, поэтому даже не у каждого монарха было подобное одеяние. Да и золотошвеек в те времена было немного, они физически не могли шить много нарядов. Как правило работа только над одним образом занимала несколько месяцев.

И хотя двигателем моды Средневековья была антисанитария с ее постоянными болезнями и нечистотами улицах, даже в таких невыносимых условиях всегда оставалось место красоте. Увы, доступна она была лишь избранным.

Также хочу пригласить вас в свой телеграмм-канал "О,КУЛЬТУРивание"! Он не связан с модой, но я уверена, что меня читает большое количество умных и любознательным людей, которым будет интересно узнать больше о культуре народов мира! Подписывайтесь, будет познавательно и интересно!